Винтокрылые спасатели

19 Мая 2015

В этом году отмечается 20 лет со дня основания уникального авиационно-спасательного подразделения — вертолетной группы авиакомплекса отряда Центроспас. Корреспондент газеты «Спасатель МЧС России» побеседовал с заслуженным пилотом России Владимиром Фроловским – одним из тех, кто стоял у истоков развития вертолетно-спасательных технологий в нашем министерстве.

– Владимир Евгеньевич, как зародилась идея сформировать это подразделение?

– Надо отметить, что сам авиакомплекс в отряде Центроспас действует с августа 1993 года. Еще в мае 1994-го начальник отряда Михаил Фалеев и его заместитель Игорь Прокопчик направили на имя первого замглавы МЧС России Юрия Воробьева служебную записку, в которой предлагали три варианта создания авиационного подразделения. В дальнейшем было принято решение, что авиационную группу создадут в составе отряда Центроспас. 20 февраля 1995 года выходит приказ главы МЧС России Сергея Шойгу о создании в отряде вертолетного подразделения, оснащенного вертолетами Во-105, численностью 30 человек.

Оно было сформировано из опытных летчиков, пришедших из различных структур. Средний налет – более 9000 часов. Все – пилоты 1-го класса, поработавшие к тому времени не только в России, но и за рубежом. Начальником авиакомплекса назначили Алексея Коптева, а мне предложили стать его заместителем.

19 мая 1995 года первые два вертолета Во-105 прибыли на аэродром Раменское. Впервые была воплощена в жизнь совместная разработка фирм «Илюшин», «Еврокоптер» и отряда Центроспас – крепление и перевозка вертолета Во-105 в салоне самолета Ил-76. Стоит отметить, что вертолет мог взлетать уже через 6 минут после выгрузки его из транспортника. Эту комбинацию прозвали «Кенгуру». Но официальным его названием было – «Глобальный радиус». Применялась она неоднократно в различных поисково-спасательных операциях.

– В каких, например?

– Одна из первых стала одной из самых запоминающихся. В начале декабря 1995 года мы вылетели на поиски пропавшего под Хабаровском самолета Ту-154. В дальнейшем прямо с Дальнего Востока нас перебросили во Вьетнам для поисков и эвакуации тел погибших членов экипажей «Русских витязей», разбившихся в районе аэродрома Камрань. Эту поисковую операцию возглавил тогда полковник, а ныне генерал-полковник первый заместитель главы МЧС России Сергей Шляков. Летать пришлось в трудных условиях – высота полета до 2400 метров, в гористой местности была очень сложная ветровая обстановка. Но наши Во-105 доказали свои высокие летные и эксплуатационные качества.

– Какие еще операции вспоминаются?

– В начале февраля 97-го два вертолета Во-105 были доставлены вместе со спасателями в аэропорт Барнаула для поиска пропавших альпинистов в районе горы Белуха. В процессе обследования горы нам пришлось провести посадку на ее вершину, относительная высота которой 4509 метров. Гора считается самой высокой в Восточной Сибири. Увы, альпинистов мы так и не нашли. Скорее всего, их накрыло ледяной лавиной.

В марте того же года по просьбе настоятеля храма города Раменское мы установили крест на колокольню собора. И что характерно, во время установки над церковью заиграла радуга. Это 17-то марта! Чудеса!

Мы работали практически по всей России – и в Ленинградской области, и в Каспийске, и над Черным морем. Принимали участие в международных авиасалонах и совместных с западными странами учениях.

В июле 1996 года наш вертолет Во-105 был поставлен на дежурство в Сочи в разных вариантах для оказания помощи на воде и в горах.

Тогда же авиаотряд понес первую потерю – на склоне горы Фишт на высоте 2500 м разбился вертолет и погиб Игорь Прокопчик. Причиной катастрофы стало критическое сочетание природных и человеческих факторов. Каждый год мы стараемся попасть на место гибели Игоря Степановича. В честь него назван спасательный корабль на Черном море.

– Как удалось получить разрешение на полеты над Москвой? Ведь столичное небо всегда было закрыто наглухо.

– Мы получили разрешение Департамента транспорта и связи, правительства Москвы, ГУВД столицы, ФСБ, ФСО и Генштаба ВС РФ.

Хочется вспомнить, как проходило утверждение инструкции полетов над Москвой у командующего 16-й воздушной армией генерала Бориса Казачкина в Кубинке. Мы приехали вдвоем с полковником Анатолием Пластовым. Как только мы зашли в кабинет, на нас обрушился ураган отборной брани – Москва, мол, это режимный объект, кто надумал летать над ней, есть инструкции, запрещающие такие полеты и все в подобном духе. Выходили мы от генерала изрядно поникшие. Но, уходя, я обронил одну фразу: «Если бы я придерживался инструкций, ваши коллеги – «Русские витязи» – до сих пор лежали бы в джунглях Вьетнама». Командующий молча взял у меня документ и утвердил его.

– Как начала свою работу крылатая «скорая»?

– Первый этап эксперимента по оказанию скорой медицинской помощи вертолетами официально начался 18 декабря 1995 года. Но неофициально мы выполняли технические полеты с сентября. Отрабатывали маршруты, оперативную связь, возможности подбора посадочных площадок на территориях больниц, взаимодействие и налаживание контактов с сотрудниками медицинских учреждений. Мы ставили перед собой задачу создания и практического внедрения основных принципов организации вертолетных подразделений экстренной медицинской помощи в условиях мегаполиса.

Первая посадочная площадка была сооружена в Институте им. Склифосовского по инициативе активного участника нашего эксперимента, заместителя директора этого лечебного учреждения Александра Щербюка. Первая пострадавшая была доставлена 28 декабря из Зеленограда экипажем Анатолия Климова. В лифте института у нее остановилось сердце. Врачи успели запустить его снова и потом благодарили экипаж за то, что они своевременно доставили пациентку в больницу. Так началась наша работа по спасению людей.

В соответствии с генеральным соглашением между МЧС России и правительством Москвы от 9 июля 1996 года были подготовлены мероприятия по организации постоянного дежурства вертолета и медицинского персонала на вертолетной площадке 15-й городской клинической больницы.

На начало 1999 года авиакомплекс отряда Центроспас был подготовлен к постоянному несению дежурств по Москве с бригадами медиков ЦЭМПа на площадке 15-й горбольницы.

– Как развивалась история подразделения дальше?

– В 1999 году мы получили новый вертолет Вк-117. Но к тому моменту уже начались аппаратные игры, усилилось давление на подразделение. В итоге 28 января 2000 года Вк-117 был передан ГУАП МЧС России. А в феврале примерно половина личного состава авиакомплекса перешла на работу в ГУАП, образовав там вертолетную эскадрилью. Таким образом, авиакомплекс отряда Центроспас просуществовал ровно пять лет, открыв за это время много страниц нового применения вертолетов в спасательных работах.

Сейчас оставшиеся в отряде авиаторы развивают технологии применения беспилотных летательных аппаратов в спасательном деле.

 

Александр Зеленков
Фото из архива Центроспаса



Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Октябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031