Центры приложения сил

20 Июля 2015

Авиация МЧС России давно доказала свою эффективность при проведении спасательных операций. Но совершенству предела нет. Поэтому в последнее время в системе министерства идет работа по формированию новой структуры управления аэромобильной группировкой. Ключевую роль в этом механизме будут играть авиационно-спасательные центры.

 4 июля Владимир Путин подписал Указ о создании в структуре МЧС России авиационно-спасательных центров. Министерство уже сформировало такие центры во всех федеральных округах, создана аэромобильная группировка общей численностью свыше 12 тысяч человек. Этими подразделениями прикрыты потенциально опасные и основные транспортные объекты, в том числе федеральные автодороги.

– Авиационно-спасательные центры состоялись и продолжают развиваться, – отметил Владимир Пучков. – Востребованность и эффективность авиации МЧС России возрастает.

Для дальнейшего совершенствования работы необходимо решить ряд проблем. По словам министра, нужно завершить работу по совершенствованию организационно-штатной структуры авиационно-спасательных центров – сократить количество наземных специалистов, внедрить новый формат техобслуживания и ремонта техники и за счет этого увеличить штат летного состава.

– Авиация МЧС будет использовать новые авиационно-спасательные технологии, разработки которых есть у отечественных производителей и зарубежных коллег, –  подчеркнул Владимир Пучков.

Воздушный флот чрезвычайного назначения

МЧС России имеет в своем составе восемь авиационно-спасательных центров и Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие. Авиапарк состоит из 72 воздушных судов – 22 самолетов и 50 вертолетов.

– В первом полугодии авиация МЧС России активно применялась для проведения авиаразведки, переброски личного состава, тушения природных пожаров, защиты населенных пунктов и объектов экономики с повышенным классом пожарной опасности, – доложил директор Департамента гражданской защиты Сергей Диденко. – Так, с начала пожароопасного периода 2015 года авиацией МЧС России совершено более 700 вылетов, произведено свыше 1030 сливов, сброшено более 10 тыс. тонн воды. В результате удалось не допустить распространения огня в сторону 63 населенных пунктов с населением более 190 000 человек и в кратчайшие сроки локализовать и ликвидировать свыше 7 тысяч очагов природных пожаров на общей площади около 1 млн 400 тыс. га.

Еще одним важным направлением деятельности авиации МЧС России стало проведение санитарной эвакуации пострадавших. За первое полугодие ведомственные борта перевезли 141 гражданина Российской Федерации, в том числе 13 человек из-за рубежа.

За этот же период воздушными судами министерства доставлено более 290 тонн гуманитарного груза. Осуществлялось авиационное обеспечение спасательных формирований в ходе операции по ликвидации последствий разрушительного землетрясения на территории Непала.

– Проведенная работа показала, что авиация министерства способна решать поставленные перед ней задачи, –  подчеркнул генерал Диденко.

Система должна работать лучше

Для совершенствования применения авиации и авиационно-спасательных технологий 23 июня был подписан Приказ МЧС России № 324 о применении авиации и авиационно-спасательных технологий. Им внесены изменения в порядок организации применения авиации и авиационно-спасательных технологий в МЧС России, организации дежурства и применения дежурных сил.

Работа по повышению эффективности применения авиации проводится активно по нескольким направлениям. Первый блок – это внедрение комплексов современных технологий и перспективных разработок. В их числе системы для принудительного спуска лавин, позволяющие обработать самые труднодоступные места непосредственно из кабины вертолета; дистанционная вертолетная система уничтожения ледяных заторов; системы горизонтального пожаротушения зданий; применение новых спасательных технологий для эвакуации людей на оторвавшихся льдинах, в горах, в безлюдной местности и при пожарах в высотных зданиях; вертолетные опрыскиватели для доставки на внешней подвеске биопрепаратов к местам аварийных разливов нефтепродуктов.

Второй блок – это совершенствование нормативно-правовой базы в области применения авиации МЧС России, а также осуществления мониторинга за окружающей обстановкой и своевременного доведения информации об угрозе или возникновении ЧС до органов повседневного управления РСЧС. Помимо этого оптимизируется организационно-штатная структура авиационно-спасательных центров.

Центры набирают обороты

Начальник авиации – начальник Управления авиации и авиационно-спасательных технологий Радик Асыльбаев отметил, что на 1 июля на оснащении авиационно-спасательных центров находятся 55 воздушных судов, из них 5 самолетов и 50 вертолетов.

По его словам, общие итоги применения АСЦ в первом полугодии таковы. На решение задач по предназначению авиацией АСЦ выполнено 6714 полетов с налетом 3717 часов.

Повысилась безопасность работы. За первое полугодие 2014 года с воздушными судами МЧС России произошло 43 инцидента, а за аналогичный период этого – 22. Как отмечают специалисты, необходимо повышать уровень натренированности летного состава в сложных метеоусловиях.

Технологии приходят на помощь

Для повышения эффективности работы авиации планируется проведение следующих мероприятий: переход на новую систему технического обслуживания воздушных судов; оборудование вертолетов системами громкоговорящей связи, радиосвязным оборудованием для организации связи с руководителем штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций; приобретение и установка на вертолеты кислородного оборудования для выполнения полетов на высотах более 3000 метров. Также в табель оснащения АСЦ будут включены носимые (мобильные) тепловизоры и аварийные укладки с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом. АСЦ планируется оснастить воздушными судами с современным пилотажным и навигационным оборудованием и укомплектовать каждый центр вертолетами с системами горизонтального, вертикального и бокового тушения пожаров, а также системами оптического наблюдения с возможностью передачи данных в реальном масштабе времени.

Задачи определены

Для улучшения работы авиационно-спасательных центров начальникам региональных центров предлагается принять ряд мер.

– Во-первых, необходимо дифференцированно подходить к планированию государственного задания АСЦ, – сказал Радик Асыльбаев. – Во-вторых, надо продолжить дальнейшее размещение АСЦ на территории аэропортов гражданской авиации. Также необходимо продолжить работу по строительству вертолетных площадок вблизи потенциально опасных, критически важных объектов и медицинских учреждений, а также в местах расположения аэромобильных группировок.

Начальник Управления авиации отметил необходимость продолжения работы по повышению уровня социальной защищенности персонала. Комплектование АСЦ нужно осуществлять подготовленными людьми с учетом возрастных критериев, квалификации и освоенных типов воздушных судов.

Еще одним важным направлением работы начальник авиации министерства назвал развитие применения беспилотных летательных аппаратов для мониторинга чрезвычайных ситуаций и поиска пострадавших.

 

Александр Зеленков



Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Июль »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031