Архив

Полоса 2
Первая годовщина
Читать Свернуть

14 АВГУСТА был успешно завершен очередной этап оказания гуманитарной помощи жителям Донецкой и Луганской областей.
— Ровно год тому назад в Донбасс отправилась первая колонна МЧС России, а сейчас задачу по доставке гуманитарной помощи жителям Донецкой и Луганской областей выполнила 35-я колонна, — заявил старший гумконвоя Юрий Шмырев (на фото), представитель Ногинского спасательного центра МЧС России.
Всего в составе 35-й колонны МЧС России было более 100 автомобилей, загруженных гуманитарной помощью общим весом свыше 1000 т. Основную массу составляют продукты питания, в первую очередь мука, сахар, макаронные изделия, а также медикаменты и предметы первой необходимости. Гуманитарный груз поступал из разных регионов России, в основном от общественных организаций и профсоюзных объединений.
Большое участие в формировании гумконвоя, как всегда, принимал личный состав Донского спасательного центра МЧС России (и это притом что большая часть личного состава во главе с командиром части полковником Алексеем Стрельниковым убыла для тушения пожара под Геленджик). Оставшиеся в центре военные спасатели помогли с погрузкой машин, сделали все возможное, чтобы водители конвоя отдохнули перед маршем.
Все автомобили по возвращении в Россию прошли установленные таможенные процедуры на пограничных пунктах пропуска Донецк и Матвеев Курган.
Непредвиденных ситуаций во время доставки очередной партии гуманитарной помощи не произошло, техника не подвела.
Всего с августа 2014 года автомобильными колоннами МЧС России населению Донецкой и Луганской областей доставлено более 43 тысяч тонн гуманитарного груза.


Сергей Князьков
Фото автора

Полоса 6
Мы давали присягу
Читать Свернуть

БИТВА с огнем идет очень упорная. Стихия мощна и не знает ни отды ха, ни слабости. Но и противостоят ей люди сильные и чувствующие свою ответственность. Об одержанной над пожарами победе газете «Спасатель МЧС России» рассказал начальник отдельного поста пожарной части № 2 2-го ОФПС по Иркутской области майор Иван Кузнецов. Руководимая им группа отстояла турбазу «Байкальские дюны», которая расположена в бухте Песчаной.


— С конца июля мы находимся в постоянной боевой готовности — никуда не отлучаемся из мест постоянной дислокации. Пожар в окрестностях бухты Песчаной начался примерно 20 дней назад. Но до поры до времени очаг возгорания находился в глухой местности и не угрожал людям. В воскресенье 9 августа ситуация изменилась. Утром поступила вводная: прибыть к турбазе «Байкальские дюны» и организовать ее защиту от огня.
— Сколько человек выдвинулось в бухту Песчаную?
— Нас было шесть человек. Мы добрались до места на катере Байкальского ПСО. Провели разведку и установили, что горит лес на расстоянии 1–1,5 км от построек турбазы. Мы установили мотопомпу и протянули рукавные линии к наиболее опасным местам.
Отдыхающих уже эвакуировали с базы примерно за два часа до того, как приехали мы. Основная сложность заключалась в том, что на турбазе была дизель-генераторная со складом ГСМ, где хранилось около 20 т дизтоплива. Защита этого объекта стала нашей первоочередной задачей. Мы начали проливать периметр вокруг него из ствола и из ранцевых огнетушителей. И постепенно углублялись в лес, создавая зону безопасности вокруг турбазы. Мы очень тщательно обливали все деревья и кусты водой. Эта работа продолжалась практически всю ночь. Нам помогала охрана турбазы.
Потом ветер стих, территория турбазы очистилась от дыма. Мы решили перенести ствол и начать проливку других направлений для защиты прочих построек. Подошел катер «Механик Брянцев» для перекачки дизтоплива. Но эта работа шла медленно: диаметр магистрали был не очень велик, а расстояние значительное. Примерно в 4 часа утра подул сильный ветер. Местные называют его горняшка: массы воздуха стекают с окрестных сопок в озеро. Его скорость достигала 25–30 м/с. И сразу стало видно, что зарево от пожаров начало расти как на дрожжах. К счастью, капитан катера сказал, что на судне есть насос, и предложил нам воспользоваться этим оборудованием. Мы проложили еще две рукавные линии, чтобы укрепить оборону дизель-генераторной и периметра турбазы. Увеличение напора воды позволило нам проливать более широкую полосу — не 5 м от построек, а 20 или даже местами 50. На какое-то время ветер стих, но к 9 часам вновь усилился. Территорию турбазы заволокло густым дымом, на нас посыпались пепел, горящая кора и шишки. Обслуживающий персонал «Байкальских дюн» начал эвакуацию ценных вещей из домиков. Их грузили на собственный катер базы. Было видно, что люди делают это не в первый раз и опыт у них уже есть.
Потом ветер усилился, и огонь стал стремительно приближаться к нам. На дизель-генераторную пошел верховой пожар. Я распорядился, чтобы группа, защищавшая этот объект, отошла, и направил их на помощь группе, державшей оборону у жилых домиков. Но дым настолько сгустился, что мы практически потеряли друг друга из вида. Стало трудно дышать. Пожар приблизился на расстояние 50 м. Я отдал приказ отступать. К счастью, мы расположились так, чтобы огонь не смог перерезать нам пути эвакуации. Когда «Механик Брянцев» отчалил с нами на борту, строений турбазы уже не было видно из-за густого дыма.
Мы вернулись в бухту Песчаную примерно через полтора часа. Ветер ослаб, дым развеялся. Мы осмотрели территорию турбазы и увидели, что и жилые домики, и дизель-генераторная остались целыми. Огонь остановился ровно на той кромке, которую мы проливали все это время. Все принятые нами меры сработали.
— Сложно сейчас работать?
— Ну, мы же понимаем, что работать необходимо. В любых условиях. Присягу все принимали.


Александр Зеленков
Фото пресс-службы ГУ МЧС России по Иркутской области

Полоса 8
Надо быть во всеоружии
Читать Свернуть

СУДЬБА у моего собеседника довольно необычная. Впрочем, сам он ее такой не считает, говорит, у каждого свой путь. Знакомьтесь: бывший офицер, а ныне настоятель храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» при 11-й пожарной части Санкт-Петербурга священник Георгий Сычев. Он постоянный гость в подразделениях МЧС Санкт-Петербурга и Ленинградской области, много заботится о духовно-патриотическом воспитании молодежи.
— Как так получилось, что вы, советский офицер, стали священником?
— Родился я в Майкопе в семье потомственных казаков. После окончания сельхозтехникума поступил в 1983 году в Самаркандское высшее военное автомобильное командное училище. Оно дало мне хорошее образование, закалило физически и духовно, я приобрел настоящих товарищей, с которыми дружу до сих пор. Помню преподавателей, которые рассказывали о силе войскового братства. Разве могли оставить кого-то равнодушными подвиги тех, кто оказался способным грудью заслонить командира от вражеской пули и, рискуя жизнью, вынести его, раненого, с поля боя, вызвать огонь на себя, спасая товарищей, или взорвать врагов последней гранатой? Жизнь моя потом доказывала не раз: нет уз святее, чем узы боевого товарищества. Завещанный Суворовым и сотни раз проверенный жизнью принцип взаимоотношений между военнослужащими в бою — «Сам погибай, а товарища выручай!» — остается для меня и моих сослуживцев из МЧС ценностью непреходящей.
Служил командиром взвода, затем роты в войсках ПВО, а в 1990 году пришел служить в пятую пожарную часть Ленинграда на должность пожарного. За эти годы не раз возникали ситуации, когда во время боевой работы сослуживцы, казалось бы, должны были неминуемо погибнуть, но чудом оставались живы милостью Божьей. Огонь был побежден. С каждым таким случаем во мне разгоралось пламя веры.
Постепенно менялось мировоззрение, приходило осознание того, что судьбы людей в руках Божьих. Эти размышления привели меня в храм Русской православной церкви.
Крестовоздвиженский собор, что на Лиговском проспекте, стал той школой, которая в корне изменила мою жизнь. В свободное от службы время стал принимать участие в богослужениях. Настоятель храма священник Владимир Сергиенко, видя мое усердие в служении, благословил поступить на заочное отделение в Свято-Тихоновский богословский университет. По окончании университета по просьбе руководства МЧС правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии определил рукоположить меня сначала в диаконы, а затем в священники и назначить настоятелем гарнизонного храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
— Как вообще родилась идея воздвигнуть храм?
— В этом году исполнилось двенадцать лет со дня его освящения. Место для строительства — территория 11-й пожарной части Калининского района — выбрано не случайно: 23 февраля 1991 года при тушении пожара в гостинице «Ленинград» погиб весь боевой расчет караула. В часть вернулся один водитель.
Главным инициатором строительства и идейным вдохновителем стал бывший начальник Управления пожарной охраны Ленинграда Леонид Исаченко. Идею активно поддержали начальник 1-го отряда пожарной охраны Григорий Олейник, его заместитель Иван Чепурнов, а также возглавлявший в то время Управление Государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга Александр Чуприян, который и заложил первый камень в основание будущего храма.
Строили его всем миром. Желание увековечить память героев, погибших при исполнении служебного долга, нашло поддержку у многих. Большой вклад внес личный состав противопожарной службы, а также благотворители города, оказавшие различную помощь на всех этапах строительства. Так, благодаря совместным усилиям на некогда пустой территории перед фасадом здания 11-й пожарной части на Лесном проспекте появилось место, где можно преклонить главу сразу перед всеми павшими в огне. На памятных досках мемориала золотом высечены имена более чем двух тысяч сотрудников гарнизона, погибших при исполнении служебного долга в годы блокады Ленинграда, а также в послевоенное время. Жемчужиной комплекса стал храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Увидеть своими глазами наш храм, поставить свечу о здравии или помянуть ушедших в вечность товарищей приезжают пожарные из других городов и даже стран.
— Случайно или промыслительно? Этот вопрос наиболее остро встает в ситуации чрезвычайного происшествия, в частности при пожаре.
— Огонь — явление не совсем материальное. Очень сложно объяснить, откуда он берется. Человек свободен, и Господь свободную волю не насилует. Он действует своим промыслом извне. И иногда попускает «очистительные мероприятия». Подчеркиваю, не наказывает, а попускает. Наказываем мы себя сами. Человек не всегда виноват в пожаре — например, в случае прямого попадания молнии в дерево. Основная же причина возгораний — курение. Типичная ситуация: кто-то на лесной дороге бросает окурок, а рядом торфяник. Если лето жаркое, огонь быстро охватывает все вокруг, и вскоре, если таких случаев много, целый город обволакивает дымом. Как бы хорошо ни работали специальные службы, как бы ни готовились городские власти к сезонам пожаров, за каждым человеком уследить невозможно. Если мы сами не следим за собой, если разрешаем себе нарушать даже самые простые правила, никто нам не поможет.
С другой стороны, пожар — необузданная стихия, которой нужно преградить путь. Причем противостоять ей могут только люди подготовленные. Кто такие пожарные? Нет, это отнюдь не те, кто стремится к большим зарплатам или успешной карьере. Это люди, которые хотят служить другим, делать до бро, спасать. То есть исполнять основные заповеди — любви к Богу и ближнему. И не время от времени, а каждодневно…
Может быть, поэтому я не встречал неверующих среди пожарных. Даже те, кто в обычной ситуации не прибегает к молитве, вспоминают о Боге, как только возникают трудности. Был такой случай. Начался пожар в многоэтажном доме на Васильевском острове. Нужно было потушить несколько квартир. А мороз минус 25. Поскольку рукава для подачи воды нужно было прокладывать по наружной стене, вода замерзала. Привезли теплую воду, но замерзла и она. Первые восемь подач из резервуара завершились неудачей. И тут руководитель тушения пожара в отчаянии взмолился: «Господи, помоги!» Вода пошла, и пожар удалось потушить, а людей спасти.
При тушении гостиницы «Ленинград» мой друг, командир отделения 14-го отряда Сережа Павлов вместе со своим подразделением не смог выйти из лифта, а два других подразделения, которым из его кабины удалось выбраться, погибли. Во время неудачных попыток выйти из лифта Сергей почувствовал сильный жар через подошву сапог. Он начал молиться Божией Матери, и дверь удалось открыть. Выйдя из лифта, они должны были двигаться по коридору направо. Как потом выяснилось, если бы пожарные пошли направо, они бы сгорели. Но они почему-то повернули налево и остались живы.
— Ваши пожелания читателям газеты «Спасатель МЧС России».
— Воином Христовым должен быть каждый сотрудник МЧС именно сегодня, а не когда-либо. Россия возродится, предсказывают русские старцы. Идите в православный храм и не слушайте приезжих зазывал. Надо быть во всеоружии, каждый должен себя чувствовать воином.

Василий Самотохин
Фото Ларисы Василенко
и из архива храма
Автор выражает признательность Ларисе Василенко за помощь в подготовке интервью.

Полоса 11
Трое суток на льдине
Читать Свернуть

СЛУЧИВШЕЕСЯ с владельцем пяти мировых рекордов в вертолетном спорте Сергеем Анановым можно смело отнести к разряду невероятных событий. 13 июня он на вертолете «Робинсон 22» вылетел из Подмосковья в одиночное кругосветное путешествие. В конце июля при перелете от канадского побережья к Гренландии произошла техническая неполадка, в результате которой вертолет упал в воду и затонул, а Сергей почти двое суток провел на льдине, пока не был спасен. Наш корреспондент встретился с экстремалом уже в Москве и узнал о деталях, без преувеличения, чудесного спасения.


— Сергей Константинович, как произошла авария?
— Я вылетел из канадского Икалуита в гренландский Нуук. Летел на высоте 500–600 метров между слоями тумана и облаков. В этом месте Атлантики всегда туман. Однако в пути произошел форс-мажор: лопнул один из ремней, передающий усилия от двигателя на лопасти. Пришлось делать аварийную посадку на воду. После этого вертолет затонул за 30 секунд.
— Было ли у вас при себе спасательное оборудование?
— Перед вылетом я взял в аренду у одной канадской фирмы спасательный комплект. В него входил неопреновый комбинезон для подводного плавания. В нем хорошо плавать, но управлять вертолетом крайне сложно. Если его надеть до полета, он сковывает движение, руки превращаются в клешни. В случае же экстренной ситуации летчик в кабине просто физически не сможет его надеть: у него на это не будет ни времени, ни пространства. Поэтому как минимум у комбинезона должны быть отстегивающиеся рукавицы.
Был еще плотик и на нем баллон с газом и комплект для выживания: три факела, капсула с порошком, который, если его рассыпать по льду, приобретает желто-оранжевый цвет, свисток, небольшой запас воды, протеиновые галеты. Спичек и режущих предметов не было.
— Что вы предприняли, оказавшись в воде?
— Когда приводнился, увидел невдалеке, метрах в 50, льдины. Поплыл к ближайшей, вскарабкался на нее, изрядно при этом поцарапавшись. Перевел дух и стал устраиваться: раскрыл плотик, надеясь спастись от ветра. Потом нашел небольшое укрытие в торосах. И все время не контролируемо дрожал от холода. Дыхание было такое, словно производишь тяжелую физическую работу. Видимо, так устроен организм: для выработки хоть какого-то тепла сердце должно чаще работать и надо чаще дышать. Хотелось пить.
Потом явился белый медведь. Близко подошел — метра на два. Изучал, нюхал. Мне спонтанно пришла в голову мысль, что я должен его напугать и быть зверем для него более страшным, чем он для меня. Я выскочил из-под плотика с самым страшным ревом и рыком, на который только был способен. Медведь убежал, при этом оглядываясь, не преследую ли я его, и ловко перескакивая с льдины на льдину. Три раза срабатывала такая тактика.
Почти не спал, поскольку белые медведи были близко. Приходилось быть начеку.
Моя главная, непростительная ошибка, за которую, находясь на льдине, я себя постоянно корил, — то, что не успел взять ни одно средство связи. Тогда бы я знал свои координаты и мог контролировать ход спасательной операции. Однако мое снижение, приводнение и погружение в воду были столь стремительными, что я не успел с собой ничего такого взять. Я полагал, что главное — остаться в живых, а уж спасатели меня найдут. Это было мое глубокое
заблуждение.
— Но у вас был план на случай чрезвычайной ситуации?
— Готовиться специально к чрезвычайным ситуациям нет необходимости: есть система, которая сработает, если ты не прилетишь вовремя на аэродром или не закроешь флайт-план, предшествующий любому полету. Обычно флайт-план — достаточная история для обеспечения безопасности полета. В нем есть целый раздел «Информация для служб спасения»: указываются контактный номер пилота, его данные, с кем связаться в случае происшествия, кто этот человек, его координаты и т. д. Флайт-план рассылается во все аэропорты по пути следования борта.
Допустим, летчик не прилетел в назначенное место в указанное время и не сел на запасном аэродроме. Время вышло, а его нет. В таком случае автоматически подается сигнал тревоги. Службы связываются с указанными в флайт-плане людьми и интересуются у них, где пилот и не забыл ли он оповестить их о своем существовании. Если ситуация непонятная, начинается поисковая операция.
Правда, в разных странах практика разная. В одних странах решение о начале спасательной операции должен принять друг или родственник попавшего в беду человека. Однако в большинстве стран это происходит автоматически.
В моем случае тревогу подняли друзья. Они постоянно следили за моим передвижением. У меня были также трекеры, которые каждые 10 минут выдавали в эфир мое местоположение.
Первый поисковый самолет прилетел через четыре или пять часов после аварии. Мои друзья передали точку приводнения, и он точно над ней летал. Я зажег факел, но из-за низкого и плотного тумана меня не увидели. Целый час самолет летал. Утром прилетел другой, но опять из-за тумана меня не заметили. Так прошел один день, затем второй. Еще максимум ночь и день, и силы меня оставили бы. Я понял, что спасательная операция увенчается успехом только в том случае, если смогу подать спасателям визуальный сигнал. Спасение полностью находилось в моих руках. Так и произошло.
В конце второго дня туман поднялся. Я услышал вертолет. И вдруг рядом появились огни судна: оно работало в тандеме с вертолетом. Я зажег последний факел в надежде на то, что на мостике ледокола увидят мой сигнал. И они увидели. Вертолет завис над льдиной, и я прыгнул в него как лань. Канадцы доставили меня на ледокол, я переоделся, принял душ. Медсестра измерила давление: оказалось 112 на 50. В целом чувствовал я себя нормально. После двухдневного нахождения на льдине в мокрой одежде я не схватил даже насморка. Сам удивляюсь. Из потерь — обморожение первой степени трех пальцев.
— Ваш случай может служить примером спасательной операции. Или все же были изъяны?
— На мой взгляд, в поисковых операциях надо чаще применять последние достижения науки и техники, например, те же беспилотные аппараты или дроны с тепловизором. Их можно было использовать в моем случае, а не посылать огромный самолет, экипаж которого так ничего и не смог из-за облаков и тумана увидеть.
— Какие у вас планы на будущее?
— Я должен завершить эту кругосветку. Придется все начинать сначала. Но окно по погоде будет только на следующий год. Сейчас же отдых с семьей, которая очень переживала за меня все это время.


Владимир Семиряга
Фото из личного архива
Сергея Ананова

Полоса 12
Под чутким контролем
Читать Свернуть

В МЧС России большое внимание уделяется здоровью сотрудников. Помогают в борьбе с недугами не только врачи, но и ученые. Они анализируют причины заболеваний, случаи травматизма, их динамику, обращают внимание на основные проблемы. О том, какие опасности для здоровья подстерегают пожарных и спасателей, рассказал начальник отдела ресурсов пожарной охраны и психологических исследований ВНИИПО МЧС России Владимир Харин.


— Владимир Владимирович, как давно проводятся подобные исследования?
— Научный анализ сведений по травматизму, инвалидности, гибели и заболеваемости проводится в ФГБУ ВНИИПО МЧС России ежегодно начиная с 1995 года. До 2009 проводился анализ только по личному составу подразделений ФПС ГПС МЧС России, а с 2010 года — по всем подразделениям МЧС России.
— Как могут быть использованы результаты данных исследований?
— Результаты исследований могут быть использованы для выявления влияния условий труда на показатели нетрудоспособности личного состава, а также для принятия управленческих решений по совершенствованию охраны труда. Наряду с этим результаты исследований (статистику, выявленные закономерности) предлагается использовать для профилактики травматизма, ухудшения здоровья, возникающих при исполнении сотрудниками МЧС России служебных обязанностей.
— Какие риски для здоровья существуют у сотрудников МЧС при выполнении служебных обязанностей?
— Существенными являются риски получения травмы в результате отравления продуктами горения, воздействия экстремальных температур, вредных веществ, падения предметов, обрушения конструкций, обвалов, падения с высоты, физических перегрузок, дорожно-транспортных происшествий. Риски заболевания могут возникнуть в результате переохлаждения, стрессовых ситуаций, повышенных физических нагрузок, нервно-психического перенапряжения, ненормированного рабочего дня, нарушения режима питания, последствий травмы.
— Расскажите о динамике травматизма за последние годы. Каковы основные причины травматизма?
— В 2012 году в подразделениях МЧС было травмировано 322 человека, в 2013-м — 284 человека, в 2014-м — 318 человек. Более половины всех травм происходит по причинам личностных факторов, к числу которых относятся неосторожность, утомление, недостаточный опыт работы, нарушение правил безопасности труда.
— Представители какого вида деятельности в МЧС чаще всего сталкиваются с травмами?
— Наибольшее значение показателя травматизма за 2012–2014 годы отмечено у личного состава спасательных воинских формирований (среднее значение показателя травматизма 6,6 на 1000 человек). Далее следует личный состав поисково-спасательных формирований (4,6 на 1000 человек). На третьем месте по числу травм личный состав ФПС (1,1 на 1000 человек).
— Расскажите о структуре случаев временной нетрудоспособности. В каких подразделениях чаще болеют, в каких дольше?
— Большинство всех случаев заболеваний приходится на органы дыхания: в 2014 году их доля в структуре заболеваемости составила 41%. Достаточно высока доля травм (9%), на долю болезней костно-мышечной системы приходится 7%, органов пищеварения — 5%, системы кровообращения — 4%. Чаще болеют в подразделениях СВФ, но длительность заболевания у них наименьшая, наибольшая продолжительность заболеваний отмечена у личного состава ГИМС.
— Действительно ли риски у личного состава МЧС значительно превышают допустимые значения индивидуального риска для работников других отраслей?
— Среднее значение показателя риска гибели сотрудников ФПС ГПС МЧС (за 2010– 2014 годы) составило 1,22х10- 4 чел./год. Для сравнения: риск гибели человека в горнорудной промышленности немногим выше — 1,30х10-4 чел./год, в нефтеперерабатывающей промышленности — 8,4х10- 5 чел./ год, газодобывающей промышленности — 3,10х10-5 чел./год, металлургической промышленности — 1,80х10- 5 чел./год.
— Каково число случаев инвалидности среди сотрудников МЧС России? Связаны ли они непосредственно с профессиональной деятельностью?
— Среди личного состава МЧС России в 2014 году зафиксировано 172 случая выхода на первичную инвалидность, из них примерно 89% по причине болезни, в 11% случаев инвалидности причиной является травма. Большинство сотрудников МЧС России выходят на первичную инвалидность по общему заболеванию, которое может возникнуть у человека вне зависимости от его профессиональной деятельности.
— Назовите наиболее частые причины смертности среди личного состава МЧС России?
— Среди личного состава в 2014 году зафиксировано 162 случая смертности, из них 79 человек (48,8%) умерли в результате болезни, причиной смерти 53 человек (32,7%) стали несчастные случаи в быту, 19 человек (11,7%) погибли в результате травмы на производстве.
— Какие положительные тенденции отмечены по здоровью сотрудников?
— За период 2010–2014 годов наблюдается тенденция снижения числа случаев психических расстройств. Снизилось число случаев заболеваний системы кровообращения. За последние пять лет наблюдается стабильное снижение числа случаев заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также заболеваний кожи и подкожной клетчатки.
— Что, на ваш взгляд, необходимо делать для положительной динамики по всем показателям?
— Необходимо проводить систематический мониторинг состояния здоровья личного состава, выявлять общие и специфические неблагоприятные факторы профессиональной деятельности и разрабатывать меры по нейтрализации этих факторов. Для снижения показателей травматизма и гибели личного состава необходимо усилить роль мероприятий по предупреждению несчастных случаев. Это обучение личного состава подразделений безопасным приемам работы, регулярные совещания по разбору действий в экстремальных ситуациях, индивидуальная воспитательная работа с лицами, относящимися к группе риска по нарушению норм безопасности, проведение индивидуальных консультаций по вопросам безопасности труда, регулярное подробное информирование личного состава о фактах и обстоятельствах травматизма и гибели в системе МЧС России.

Ольга Мулерс
Фото Владимира Смолякова
и из личного архива
Владимира Харина

Полоса 14
И жара нипочем
Читать Свернуть

В Донском спасательном центре прошел конкурс по полевой выучке лучших офицеров спасательных воинских формирований МЧС России.


Вторая неделя августа выдалась в Южном федеральном округе исключительно жаркой. В Ростовской области днем термометр показывал 36–38 градусов. В такой обстановке не то что работать, выходить из помещения лишний раз не хотелось. И все же, невзирая на жару, на базе Донского спасательного центра, что в поселке Ковалевка Аксайского района, провели финал Всероссийского конкурса по полевой выучке офицеров спасательных воинских формирований МЧС России.
Ранее, на первом этапе, прошедшем в январе-феврале, были выявлены лучшие офицеры в воинских частях. На втором этапе определили лучших офицеров регио-
нальных центров, которых и делегировали на финальные состязания. Это капитан Василий Богданов (ЦСООР «Лидер»), подполковник Сергей Бугров (Ногинский СЦ), капитан Алексей Веселов (Сибирский СЦ), старший лейтенант Павел Герасимов (Рузский ЦОПУ), капитан Александр Гребенник (Тульский СЦ), капитан Евгений Иванов (Уральский УСЦ), капитан Николай Лисов (Донской СЦ), капитан Вячеслав Лоцман (Амурский СЦ), капитан Алексей Мальцев (Волжский СЦ) и капитан Александр Поляков (Невский СЦ). Всего 10 офицеров — лучшие из лучших.
— Особенность нынешнего конкурса в том, что он юбилейный, десятый по счету, — подчеркнул председатель комиссии по проведению конкурса, советник отдела спасательных воинских формирований Департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России Сергей Буренко. — В этом году он посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию МЧС.
В ходе испытаний участники показали достойные результаты по всем видам подготовки: строевой, тактико-специальной, физической, оказанию первой медицинской помощи, РХБЗ, специальной, военной топографии, связи, вождению автомобилей, огневой. Представляете, чего стоило участникам конкурса в невыносимую жару выполнить нормативы по радиационной, химической, биологической защите, когда пришлось надевать на время противогазы и прорезиненные общевой-
сковые защитные костюмы. А потом дело дошло до выполнения норматива, связанного с «порванной шлем-маской». Конкурсантам предстояло войти в защите в задымленную палатку, снять шлем-маску, затаив дыхание и закрыв глаза, отсоединить поврежденную лицевую часть и продолжать пользоваться противогазовой коробкой. За состоянием конкурсантов постоянно следила медицинская бригада Донского спасательного центра во главе с ветераном боевых действий прапорщиком медицинской службы Натальей Омельченко. К счастью, помощь никому не понадобилась, а вот свежая вода была в самый раз.
На протяжении четырех дней оценивались не только практические, но и теоретические знания. Причем последние, может быть, даже важнее, так как офицер, прежде всего, звено управленческое и от его способности грамотно управлять подразделением зависят сохранение жизни личного состава и выполнение поставленных задач. Так совпало, что в это время в Донском спасцентре формировалась 35-я колонна с гуманитарной помощью жителям Донецкой и Луганской областей. И офицеры из всех спасательных воинских формирований страны имели возможность наблюдать за организацией работы по отправке помощи, нарабатывали необходимый опыт.
А победил в конкурсе командир роты Донского спасательного центра капитан Николай Лисов, впервые участвовавший в подобных состязаниях, выпускник Академии гражданской защиты 2010 года.
— Было сложно, но интересно. Особенно на этапах соревнований по аварийно-спасательным работам, вождению, тактико-специальной подготовке, — рассказал победитель. — На мне лежала большая ответственность: защитить честь спасательного центра, выступить достойно.
— Полагаю, Лисов готовился к конкурсу более тщательно, чем другие офицеры, — оценил победу Сергей Буренко.
На втором месте — Александр Гребенник. Замкнул тройку лидеров Евгений Иванов.
В декабре на церемонии награждения победителей Всероссийского фестиваля по тематике безопасности и спасения людей «Созвездие мужества» Николаю Лисову вручат диплом и кубок в номинации «Победитель конкурса по полевой выучке офицерского состава спасательных воинских формирований МЧС России».


Сергей Князьков
Фото Сергея Казака (пресс-служба Южного регионального центра МЧС России)

Полоса 15
Как за каменной стеной
Читать Свернуть

БОЛЬШОЙ сольный концерт Елены Ваенги состоялся в Санкт-Петербурге. Тысячи страстных поклонников — вот главное определение реального признания певицы народом.

— Ваши концерты длятся по три-четыре часа. Что для вас это время?

— Даже четыре часа — это мгновение. Как-то после концерта Кобзон мне сказал: «Много поешь, это очень хорошо». Каждое выступление для меня — очень большое удовольствие. Публика кричит: «Лена, пой еще!» И я пою.

— Насколько вы вписались в московскую тусовку?

— А я и не вписывалась — мало бы- ваю в Москве. У каждого своя му- зыкальная ниша, всем места хватит.

— Все ваше творчество построено на эмоциях, но с течением времени и появлением более стабильной жизни накал эмоций будет снижаться. Вы готовите задел на то время, когда ваши эмоции иссякнут?

— Нет. Если Бог закончит эту историю, значит, закончит. Вы же понимаете, что творческое вдохновение — это оттуда. Начну заниматься другим. У меня две любимые вещи — музыка и сельское хозяйство. Если творчество закончится, первым делом куплю себе корову.

— Расскажите о своем сыне Ванечке.

— Он уже ходит! Я приезжаю, а моя мама спрашивает Ваню: «Где твоя мама?» А он на фотографию показывает: «Вот». Она ему: «Вот же мама». А он головой мотает и показывает на фотографию. Понимаю, что это неправильно, я должна быть с ребенком рядом. Но так сложилось по жизни, что я кормилица семьи. Родители всю жизнь проработали на судоремонтном заводе, а пенсии у них шесть и восемь тысяч. Они в меня всю жизнь вложили, образование мне дали. И сегодня я приношу и говорю: возьмите, пожалуйста. Мне кажется, это мой долг.

— Есть ли журналист, которому вы хотели бы дать интервью?

— У меня было желание поговорить с Познером, но, врать не буду, после того как узнала, что он атеист, поняла, что мне это не нужно. С людьми неверующими у меня нет точек соприкосновения.

— В последнее время на телеэкране мы видим некоторые изменения в вашем имидже. Где черпаете идеи?

— Все, что вы видели, я покупала в магазинах нашей страны, а также ближнего зарубежья. На мне была и дизайнерская одежда, но опять-таки купленная в магазинах. А почему мне нравится черный цвет, я вам скажу. Черное стройнит, мне не нравится выглядеть тумбочкой.
Я женщина, которая надевает только то, что ей нравится, а не то, что ей диктуют.

— А каково ваше отношение к спорту? Если ли сейчас время на это в вашем графике?

— У меня самое прямое отношение к спорту. Я же окончила горнолыжную школу. А бывших спортсменок не бывает. Я спортсменка.

— Может ли Елена Ваенга когда-нибудь перестать быть петербургской певицей?

— Никогда в жизни. Я была, есть и буду певицей из Петербурга. По рождению я мурманская, но по образованию и становлению — из Петербурга. Петербуржцы сделали из меня певицу.

— Что сейчас вас радует по- мимо творчества?

— В 2015 году мне радость приносит все. Мне 38 лет, и радость мне дарят ребенок, родители, близкие люди. Потому что я сейчас убрала из жизни людей, которые мне неприятны в силу моих личных отно- шений с ними. И, славу богу, меня теперь окружают только те люди, которых я люблю и уважаю. Не за их деньги, а за то, что они такие, какие есть.

— Ваши пожелания читате- лям газеты «Спасатель МЧС России».

— Каждый человек в стране знает: профессия спасателя и пожарного опасна, они часто рискуют не только здоровьем, но и жизнью. Мужественные, отважные, сме- лые — именно такие люди работают в вашей структуре. За такими людьми с высоким чувством долга и ответственности за чужую жизнь любая женщина была бы как за каменной стеной. Удачи вам, наши ребята, именно вы знаете, что такое подвиг, не на словах, а на деле.

Василий Самотохин, пресс-служба СЗРЦ МЧС России
Фото Владимира Бертова

Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Февраль »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728