На острие прогресса

05 Октября 2017

Гражданская оборона страны должна работать эффективно в любых условиях. Сегодня обеспечить нормальное функционирование этой важнейшей государственной системы без применения самых совершенных технологических новинок невозможно.

Курс в завтра

— Основные направления разработок современного оборудования и экипировки для решения задач ГО — мобильность, которая позволяет спасателям получить так необходимый им «золотой час», когда шанс спасти жизнь пострадавшего максимален, а также универсальность и автономность, — рассказал газете «Спасатель» начальник Центра развития техники и технологий ВНИИ ГОЧС Владимир Мошков.

По его словам, техническое оснащение системы ГО должно быть адекватно существующему в настоящее время спектру угроз и тем условиям, в которых приходится работать сотрудникам системы. А оптимизация численного состава и структуры аварийно-спасательных группировок требует выполнять тот же, если не больший, объем работ, не снижая эффективности применения. Это можно сделать только за счет современных технологий и технических средств. То есть при ликвидации последствий ЧС надо переходить от ручного труда к более эффективному механизированному.

Главное — мобильность

Создание в структуре МЧС России аэромобильных группировок требует применения особых технических средств. В частности, был создан целый блок аэромобильных комплексов. Среди них — комплекс инженерно-технического обеспечения спасательных работ.

— Комплекс базируется на шасси КамАЗа, — рассказывает Владимир Мошков. — Это испытанная отечественная техника, которую можно перевозить на борту стоящих на оснащении МЧС России самолетов Ил-76.

Комплекс размещается в грузовике-фургоне с прицепом со сдвижным тентом. В фургоне располагается личный состав и оборудование для проведения инженерных работ: ручной инструмент, системы жизнеобеспечения для спасателей, гидро-, электро- и бензоинструмент, средства индивидуальной защиты, оборудование для проведения химической и радиационной разведки. В прицепе — подвижное средство механизации аварийно-спасательных работ. По сути, это небольшой трактор с телескопической стрелой и сменными комплектами навесного оборудования, которые позволяют ему выполнять функции погрузчика, бульдозера, экскаватора и прокладчика минерализованных полос. Там же расположена энергетическая установка мощностью 150 кВт, что достаточно для обеспечения группировки спасателей. А при необходимости с ее помощью можно запитать оставшееся в результате аварии без электроэнергии многоквартирные дома или предотвратить размораживание систем отопления и водоснабжения.

Еще один многофункциональный комплекс на базе КамАЗа с прицепом предназначен для ведения реабилитационных работ и жизнеобеспечения пострадавшего населения, в том числе и при ликвидации последствий радиационных аварий. Прибыв на место бедствия, он разворачивает лагерь жизнеобеспечения на основе быстровозводимых пневмокаркасных модулей со всей необходимой инфраструктурой, рассчитанной на 50 человек. Потом, уходя в зону ЧС, этот же КамАЗ становится транспортным средством для вывоза из нее пострадавших. Это автобус повышенной проходимости типа вахтовки. При этом он также оснащен и ручным, и гидравлическим, и бензо-, и электроинструментом. То есть у спасателей есть возможность начать работу в зоне ЧС, при этом эвакуировать население и разместить его в безопасном месте.

В этом же контексте был создан универсальный комплекс разведки на базе УАЗ «Патриот». Он оснащен всеми средствами для проведения радиационной, химической и биологической разведки. Отличие его в том, что энерговооруженность и оснащенность приборной базой лучше, чем у существующих машин.

Также для обеспечения работы аэромобильных группировок была создана целая линейка носимых укладок. Это контейнеры с уложенным в них набором оборудования для решения задач определенного вида аварийно-спасательных работ. Укладка, предназначенная для ликвидации последствий ДТП, укомплектована гидравлическим инструментом, для ликвидации последствий радиационных происшествий — комплектами радиационной разведки, химических — химической.

— Комплекты уложены в алюминиевые кейсы, сделанные с учетом всех проблем авиаперевозок: предусмотрены крепления, защита от тряски и так далее, — говорит Владимир Мошков. — Их можно доставить в любую точку вертолетом или самолетом. Вес укладок подогнан под требования Трудового кодекса. Два спасателя могут переносить их, не нарушая требований закона.

Еще один вариант набора укладок разработан на базе «Газели». Можно машину целиком загнать в самолет и доставить к месту работ. А можно вытащить из нее необходимые кейсы — они сделаны быстросъемными — и перевезти их на вертолете.

— Эти укладки предназначены для решения полного перечня задач, которые поставлены перед авиационно-спасательными центрами, — говорит Владимир Мошков. — Мы периодически дорабатывали наши наборы, потому что появлялись новые задачи. В итоге это оборудование достаточно успешно функционирует.

Работают роботы

Создан комплекс радиационной разведки на базе беспилотных летательных аппаратов. В его основе — мультикоптер вертолетного типа грузоподъемностью 5 кг. Управление и передача информации идет по цифровым каналам, что повышает защиту от помех. Это в лучшую сторону отличает его от аналогов. БПЛА оснащен гамма-спектрометром, который определяет источник и структуру излучения, что позволяет достаточно точно и быстро проводить радиационную разведку на больших площадях. Радиус полета — 20 км, время — 40 минут. БПЛА может летать в пилотируемом и в автоматическом режиме по заданной программе, отрабатывая разные схемы разведки. При потере сигнала возвращается в пункт вылета. Он же может в привязном режиме работать ретранслятором управляющего сигнала для аналогичных аппаратов. Время полета в таком режиме не ограничено, потому что питание подается с земли по кабелю. Высота подъема до 150 м.

Второй комплекс объединяет два аппарата самолетного типа и один — вертолетного. Если мультикоптер используется как ретранслятор, дальность полета самолетных БПЛА возрастает до 50 км. Если же мини-вертолет отправляется в свободный полет, то операторы могут управлять всеми тремя аппаратами одновременно.

В Арктику во всеоружии

Обеспечение безопасности в Арктической зоне России — очень актуальное направление работы. Поэтому оснастить действующие там подразделения необходимым оборудованием чрезвычайно важно. Для достижения этой цели были сделаны специальные контейнеры в арктическом исполнении для хранения и доставки аварийно-спасательного оборудования. Также создан гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент, способный работать при температурах окружающего воздуха до –55ºС. Три комплекта такого инструмента были отправлены в Вытегру и позже распределены по подразделениям.

Совместно с учеными из МГУ для Арктики был создан уникальный, не имеющий аналогов в мире электроинструмент на основе вентильного двигателя мощностью 2 кВт. У такого мотора нет щеток и коллектора. А значит, нет графита, который замерзает и мгновенно стирается на морозе. И вторая особенность: он не теряет работоспособности при попадании в воду. Мокрый инструмент не надо просушивать. Ведь у него нет трущихся электрических поверхностей. А все остальные залиты и заизолированы. Вентильный двигатель обладает большим КПД, высоким крутящим моментом. Его статор намагничен равномерно, а не участками, как у обычного электромотора. Поэтому ротор крутится равномерно, без рывков, что важно при больших оборотах. Ведь колебания могут разбить рабочий диск.

Разрабатывается комплекс жизнеобеспечения пострадавшего населения в арктическом регионе на базе пневмокаркасных модулей, сделанных из специального материала, не теряющего работоспособности при низких температурах. Он снабжен более эффективными обогревателями и системой энергоснабжения повышенной мощности по сравнению со стандартными ПВР. Комплекс спланирован так, что из любого модуля в любой другой отсек можно было попасть без выхода на открытый воздух. Его максимальная вместимость — 50 человек.

— Отрабатываются разные варианты носителей этого комплекса, — говорит Владимир Мошков. — В этой роли может выступать двухзвенный снегоболотоход или вездеход на пневматиках низкого давления.

Будущее начинается сегодня

Одной из наиболее перспективных разработок в сфере применения высоких технологий в области гражданской обороны можно назвать создание антропоморфного многофункционального робота Федора (название образовано от англоязычной аббревиатуры FEDOR — Final Experimental Demonstration Object Research).

— Это пока даже не опытный образец, а пилотный, который создает научно-технический задел на далекую перспективу, — поясняет Владимир Мошков. — Участие МЧС России в этом проекте заключается в том, чтобы адаптировать его для проведения аварийно-спасательных работ. То есть заложить в долгосрочный проект те требования, которые нужны нам. Если это не сделать сейчас, адаптировать его под наши задачи позже будет гораздо дороже и сложнее.

Для оперативного восстановления разрушенной стихией инфраструктуры разрабатываются проекты мобильных мостов. В отличие от стоящих на вооружении армии они будут базироваться на шасси КамАЗов и иметь меньшую массу. Это позволит транспортировать их в нужное место при помощи Ил-76.

Продолжается развитие комплекса оценки устойчивости зданий «Струна». Разрабатываются так называемые удаленные варианты комплекса. Они позволяют находящимся в Москве экспертам оценивать здания, которые расположены в тысячах километров от них. Комплексы обладают современными системами двусторонней связи. Эксперты в режиме прямой видеотрансляции могут контролировать правильность установки датчиков и получать информацию с них.

— Нельзя написать общую инструкцию по размещению регистрирующих данные приборов, — поясняет необходимость столь сложной схемы Владимир Мошков. — Все зависит от особенностей здания и полученных им разрушений. Тем более если сооружение не серийное, а уникальное. Учитывая, что эксперт несет ответственность за свое заключение, он должен понимать, что все сделано в соответствии с проектом, особенностями конструкции и СНИПами. Ведь строительная отрасль очень строго регламентирована.

Внедрение таких систем позволит повысить безопасность спасателей, работающих в разрушенных зданиях. Им надо точно знать — рухнет та или иная конструкция или нет, можно сюда крепить подвес или нет, идет дальнейшее разрушение здания в ходе спасательных работ или нет.

— Такой комплекс применялся после пожара в библиотеке ИНИОН РАН, — сказал Владимир Мошков. — Это уникальное здание. Вообще мы накопили достаточно большой опыт применения «Струны». Это эффективная система, позволяющая надежно защитить спасателей.

Разрабатывается перспективная система обнаружения людей с воздуха. Ее уникальная особенность в том, что она работает как видеокамера и как тепловизор одновременно, но имеет один объектив. В конструкции используется особая разновидность кварца, пропускающая лучи и видимого, и инфракрасного диапазона. Это позволяет совмещать обе картинки аппаратным, а не программным способом, что повышает точность определения места источника сигнала. К тому же уменьшается вес системы и снижается энергопотребление. Она может работать от автономных батарей без подключения к бортовой системе питания. Система позволяет обнаруживать источник теплового излучения на расстоянии до 5 км.



Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Октябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031