В дорогу позвал срочный вызов

05 Февраля 2018

«Наша служба и опасна, и трудна» — так это и о спасателях тоже. Все против нас: и высота, и глубина, и темнота, и холод с жарой, и огонь, и медные трубы. К тому же никогда не следует исключать пресловутый человеческий фактор.

К произошедшему раньше можно теперь относиться по-философски: что было, то было. Но что тебя подстерегает в будущем, не скажет никто. Ты планируешь уберечься от кессонной болезни при водолазных спусках, а придется пострадать от забывчивости напарника, который по-дружески помог тебе надеть акваланг с полупустыми баллонами. Ты хочешь помочь старушке, заблокированной в квартире разгильдяями-родственниками, уехавшими на рыбалку, а тебя покусает кот этой старушки, который сочтет, что ты пришел по ее душу. Ты мчался на ДТП, желая помочь пострадавшим, а на перекрестке в твою родную АСМ въехал мусоровоз с пьяным водителем! Всего не перечесть и не учесть.

В ранние годы молодого МЧС в дальнюю дорогу нас позвал срочный вызов: высоко в горах проливные дожди затапливали группу спелеологов. Пещера, куда занесло любителей экстрима, была глубокой и сложной, но с праздничным названием — Майская.

Замечу: руководителем той спасательной операции был Александр Ципковский, который 26 декабря отмечал юбилей и которому эта публикация посвящается.

Как оно начиналось

Это сейчас мы такие-растакие: наряженные и умытые. Есть у нас гидравлические инструменты, есть специально оборудованные автомобили, акваланги есть и даже парашюты. Да что там — самолеты есть, и много.

На дворе было начало осени 1995-го. И был у нас «спасательный» автобус. По имени ПАЗ, ядовито-желтого цвета, с двумя ведущими мостами.

К ПАЗу прилагался шофер Витя, взятый со стороны вместе с необыкновенным самомнением. Витя носил на шее амулет — пулю от автомата Калашникова, которая, по его неубедительному рассказу, была выпущена коварным душманом, но не сразила Витю насмерть, а предупредила, что, по крайней мере, от пули Витя не помрет.

Со скромным запасом того, что называют снаряжением, мы поднимались на пазике в горы, спеша на помощь спелеологам, которых дождь пытался притопить в пещере. Под колесами бугрился и кривлялся лесовозный волок, который дорогой назвать было бы большим преувеличением. По нему в свое время елозили трактора, перетаскивая волоком стволы пихт, по нему же текли бесчисленные ручьи и скатывались камни. Осенняя распутица в горах — это распутица, возведенная в квадрат. Для пазика с двумя ведущими мостами вполне достойное восхождение, детали которого слабо просматривались в обильном дыме из выхлопной трубы. Хочу прибавить, что сразу после образования МЧС автобус был реквизирован у областного совета по туризму и до нынешнего яркого дня навозил немало кой-кого и кой-чего.

Передний мост у автобуса пел, задний выл, коробка передач скрежетала, а раздаточная коробка и вовсе демонстрировала чудеса вокала: что-то среднее между визгом напуганного поросенка и мартовской песней ошалевшего кота.

Шофер Витя с лязгом переключал передачи, вертел баранку и сверлил глазами пространство. Волок в очередной раз круто взлетел вверх, Витя воткнул первую передачу, и нас перекосило от сочувствия древней колымаге. Вдруг рычаг коробки вылетел, не удержавшись в фиксаторах, и автобус, набирая скорость, покатился назад. Витя раз за разом вонзал рычаг на полагающееся ему место. Про тормоза он забыл, а может быть, и плохо знал. Ломая мелкую поросль левой обочины, автобус пролетел поворот, который до этого несчастный Витя взял в три приема. Впереди, то есть позади, приветливо распахнуло объятия узкое ущелье глубиной метров сто, с серебристо пенящейся рекой Левый Рожок.

Помню, мы еще успели вскочить на ноги, еще успели заметить бледность друг друга: так сказать, быстренько попрощаться навеки! Левое заднее колесо пазика соскользнуло с края, автобус резко наклонился назад и на левый борт. Ужасный удар раздался где-то под брюхом. Мотор и шестеренки трансмиссии мгновенно замолкли. Пазик повис, слабо раскачиваясь, над пропастью, зацепившись передним мостом за большой плоский камень. Голубой бензиновый чад начал медленно рассеиваться. В самых крутых детективах и не снилось такое!

Осторожно-осторожно мы выбрались на нетвердых ногах на твердую землю. Витя ощипанной вороной маячил за стеклом кабины, не найдя в себе силы: первое — выбраться из автобуса, второе — попасть к нам в лапы.

Вещая пуля на Витиной шее была права: от пули ему не погибнуть. И бесславная гибель на дне ущелья обошла его стороной, но справедливое возмездие не минует! Мы расселись полукругом прямо на земле в ожидании, когда Витя выкинет белый флаг и объявит капитуляцию…

23 года позади

Где тот пазик, где тот Витя, которого уволили в первый же день по возвращении? Сейчас молодым спасателям такие повести в диковинку. Все равно, если бы я стал рассказывать о выезде на спасработы на тележке, запряженной осликом. Где те шахтерские фонари, которые были у нас единственным источником света в пещере?

Мягко урчит двигатель КамАЗа, который неторопливо взбирается по тому же волоку. Опять спасработы в том же районе. Волок не стал лучше. Но мы далеко уж не те, ни по годам, ни по умениям. И если кому-нибудь станет вдруг интересно, мы много можем рассказать о том, как оно начиналось. Как практически из горстки спасателей-энтузиастов выросло федеральное министерство, без которого нормальная жизнь огромного государства теперь просто не представляется.

Руководитель тех поисково-спасательных работ и участник чудесного спасения от падения в пропасть вместе с автобусом теперь начальник Северо-Кавказского регионального поисково-спасательного отряда. Жив и здоров, назло всем неожиданностям и человеческому фактору. Отметил юбилей — 60 лет со дня рождения и тридцать шесть лет в пути: от спасателя до заслуженного спасателя РФ. Пожелаем ему здоровья и удачи!

P. S. Происшествие с пазиком никак не повлияло на боевой дух группы: ребят в пещере мы нашли и спасли. Но это уже отдельная история.

 

Александр Гофштейн,

заслуженный спасатель РФ

На фото: Александр Ципковский — стоит второй слева. Александр Гофштейн — стоит третий слева. Шофер Витя (фамилии не помню) – сидит справа от того самого камня (думаю, стоять на своих двоих не может). Тот самый автобус ПАЗ — на заднем плане



Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Февраль »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829