Кому урок не впрок

13 Ноября 2018

У байкальских спасателей сезон работ, связанных с происшествиями на льду, начинается в ноябре и длится до конца апреля. Большинство трагедий, как правило, происходят из-за человеческой глупости и беспечности.

В ловушке

В зоне ответственности Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России находятся объекты, представляющие опасность в период ледостава, которые можно условно разделить на три основные категории: небольшие замкнутые водоемы (озера, пруды, карьеры), реки (самая большая — Ангара) и озеро Байкал.

Сезон работ, связанных с происшествиями на льду, начинается в ноябре и длится вплоть до конца апреля. За последние три года количество выездов на подобные работы превысило сотню. При этом было спасено 123 человека, оказана помощь 64, погибло 24 человека, в том числе пятеро детей.

«Автомобиль «Нива» провалился под лед. В машине находились двое мужчин. Один из них выбрался из тонущего автомобиля, на дрейфующей льдине его уносит в открытый Байкал», — это лишь одна из записей в журнале оперативного дежурного Байкальского ПСО МЧС России. Если бы люди могли увидеть хотя бы десятую часть того, что приходится наблюдать спасателям по долгу службы, они больше никогда не выходили бы и тем более не выезжали на лед в опасный период.

Прошло почти 10 лет, а в отряде до сих пор вспоминают работу, выполненную в марте 2009 года. Компания из нескольких семей отдыхала на берегу Байкала. Один из мужчин позвал детей покататься на машине по льду. Взял с собой 14-летнего сына и 8-летнего сына своего друга. Машина провалилась под лед. Водитель и подросток успели выбраться, а младший мальчик, находившийся на заднем сиденье, утонул. «Тело ребенка находилось в машине, спасатели извлекли погибшего и передали сотрудникам полиции», — запишет оперативный дежурный.

Не забудется и поиск затонувшей и пропавшей бесследно в проливе Малое Море машины с молодой парой и младенцем. Многодневные поиски не принесли результатов.

Всплывают в памяти картины с машинами, затонувшими вблизи от берега. «Автомобиль провалился под лед. Мужчина сумел выбраться из салона. Женщина 35 лет и ребенок 9 лет утонули. Спасатели при помощи буксировочных тросов подняли затонувший автомобиль на поверхность. Тела утонувших были деблокированы из салона, переданы сотрудникам полиции. Расстояние от берега — 50 м, глубина в месте провала — 2 м, толщина льда — 4 см». Тот, кто был на месте трагедии, до сих пор не понимает, как можно было не совершить хотя бы попытку спасти заблокированных в машине людей на такой небольшой глубине в непосредственной близости от берега. Завершение водолазных работ по подъему затонувшей машины и погибших в ней людей напоминало страшный сон. В эту же майну, несмотря на крики и предупреждающие знаки специалистов отряда, на высокой скорости влетел еще один автомобиль. Спасатели спешно надели водолазное снаряжение, погрузились. Подняли двух мужчин. Один жив, второму в течение сорока минут проводили сердечно-легочную реанимацию. Безуспешно.

Тот, кто выезжает на лед, должен помнить, что он осознанно рискует жизнями своих пассажиров. Перед глазами стоит картина: из-подо льда извлечена машина, из открытых дверей которой вытекает вода, а на заднем сиденье тело пристегнутого ребенка.

Пассажиры, которые находятся на заднем сиденье, гибнут чаще. В силу того что самая тяжелая часть автомобиля — это двигатель, машина начинает тонуть носом вниз. Выбраться из нее самостоятельно очень сложно. Открыть двери изнутри в тонущей машине невозможно — внешнее давление воды не позволяет этого сделать. При попадании в воду замыкает электропроводка, в результате чего перестают работать стеклоподъемники. Люди оказываются в ловушке.

На свой страх и риск

Зимний Байкал — это поистине живой организм, ситуация на водоеме меняется ежедневно. Там, где вчера можно было спокойно проехать и пройти, на следующий день уже опасно. Бывает, машины идут колонной. Первая проходит спокойно, а следующая за ней проваливается под лед.

У Байкала свои природные особенности. Суточные перепады температур на озере могут достигать 20 градусов. В результате теплового расширения или сжатия ледяного покрова образуются так называемые становые трещины. Под воздействием сильных ветров они могут расходиться, достигая нескольких сотен метров ширины. Или, наоборот, сходиться в одной линии, образуя так называемый нажим, вырастая в высокие вертикальные торосы.

Кроме того, Байкал лежит в зоне тектонического разлома. Здесь частые землетрясения, буквально рвущие ледяной покров, — обычное явление.

Потенциально опасными местами являются устья впадающих в Байкал рек, промышленные стоки теплых вод, выходы подземных ключей и термальных источников. По мере приближения к берегу вероятность провалиться возрастает. Но на середине Байкала машины подстерегает другая, не менее неприятная неожиданность. Возникновение пропарин в местах выхода донного газа — еще одно опасное явление на Байкале. Самое страшное, что обнаружить такую зону трудно, ведь таяние льда идет изнутри, без внешних признаков. Специалисты говорят, что таких мест на Байкале в последнее время возникает все больше.

Спланировать безопасный путь по зимнему Байкалу невозможно. Нужно быть очень внимательным, сто раз подумать, прежде чем принимать решение в пользу своего увлечения зимней рыбалкой, экстремальными видами отдыха или просто прогулкой по льду.

 

Алена Марьясова



Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Август »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031