Архив

Полоса 3
Вопрос жизненной важности
Читать Свернуть

19 ноября на тематическом селекторном совещании в МЧС России глава чрезвычайного министерства России Евгений Зиничев и детский омбудсмен Анна Кузнецова обратились к руководителям регионов с рекомендацией об усилении профилактики гибели и травматизма детей.

Поводом для объединения усилий МЧС России и детских омбудсменов стали участившиеся случаи гибели детей в результате пожаров в связи с наступлением холодов и началом отопительного сезона.

— В текущем году произошло более 110 тысяч пожаров, на которых погибли более 300 детей. За аналогичный период 2017 года погиб 281 ребенок. Это недопустимо, ситуацию надо менять, — отметил Евгений Зиничев.

За последние четыре года в России отмечалась динамика снижения детской гибели. Этот показатель с 2014 по 2017 год снизился на 32,6%. В 2018 году ситуация изменилась. С начала года зафиксирована гибель 311 несовершеннолетних, что почти на 20% больше, чем в прошлом году.

Основными причинами пожаров, на которых погибли дети, стали неосторожное обращение с огнем, оставление детей без присмотра, злоупотребление родителей спиртными напитками.

Наибольшее число таких случаев зафиксировано в Иркутской и Кемеровской областях и Забайкальском крае.

В ходе совещания министр поручил уделять особое внимание многодетным и неблагополучным семьям, актуализировав списки таких семей, а также привлекать общественные организации к профилактическим мероприятиям. Органам власти всех уровней поручено обеспечить вниманием все многодетные семьи, а не только относящиеся к категории неблагополучных.

— Необходимо обеспечить на постоянной основе присутствие инспекторов МЧС в региональных и муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних. Также прошу обращать особое внимание на жилые дома с низкой пожарной устойчивостью, особенно в сельской местности, — добавил министр.

Кроме того, Евгений Зиничев отметил, что на сайте МЧС России появилась новая рубрика «Твоя безопасность в твоих руках», где размещены ролики по безопасности, подготовленные информационным центром ОКСИОН. Их можно и нужно активно использовать при работе с детьми в образовательных учреждениях. Анна Кузнецова добавила, что «через простые игровые формы обучения научить ребенка действовать в чрезвычайной ситуации значительно проще и эффективнее».

На совещании Анна Кузнецова сообщила о 42 тысячах выявленных нарушений в рамках совместной с МЧС акции «Безопасное детство».

— Мы добивались устранения нарушений в рамках акции «Безопасное детство». Такой формат показал свою эффективность и востребованность, — сказала она.

По ее словам, в этом году необходимо продолжить взаимодействие ведомств при работе по защите детей от пожаров, как на федеральном уровне, так и уровне социальных инспекций и уполномоченных по правам детей в регионах.

— Тяжелые сводки приходят в последнее время. На пожарах часто гибнут дети. Такая концентрация детских бед не дает нам покоя. Мы постоянно ищем новые способы борьбы с этим явлением. Очень важно, чтобы вовремя подключались социальные службы на запросы граждан. И я уверена, что нашими общими усилиями дети будут спасены, — сказала Анна Кузнецова.

В завершение совещания глава МЧС Евгений Зиничев обратился к социальным службам и другим заинтересованным ведомствам. Он напомнил о необходимости проведения профилактических бесед с детьми в преддверии новогодних праздников, а также подготовке всех аварийно-спасательных, экстренных служб к зимнему периоду с учетом рисков и прогнозов.

Яна Вязовая

Фото Александра Хребтова

Полоса 5
Тонкий лед — глупый риск
Читать Свернуть
Водные объекты, на которых в осенний период происходят процессы ледообразования, едва ли можно считать подходящей площадкой для подледного лова рыбы или катания на коньках и лыжах. Но отчаянных голов это останавливает редко…
Ради рыбки готовы на все
С наступлением первых морозов для сотрудников Государственной инспекции по маломерным судам наступает горячая пора — напоминать людям о коварстве осеннего льда приходится ежедневно. 
В Иркутске в нижнем бьефе плотины ГЭС на реке Ангаре уже в ноябре со становлением первого льда появляются первые любители порыбачить. Здесь относительно неплохо клюет окунь, сарога и щука, только вот риск, на который местные жители идут ради улова, вряд ли оправдан.
— Постоянно слышим от рыбаков, что лед уже достаточно крепкий, а потому он якобы безопасен. Но это заблуждение, — подчеркнул Сабртай Жанабаев, старший государственный инспектор по маломерным судам Иркутской районной группы патрульной службы. — Лед, скрепленный ночным холодом, еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но при дневных температурах он нагревается и слабеет. У берега мы наблюдаем закраины, образовавшиеся от скопления талой воды.
Азартных рыбаков это не смущает. Каждый из них хвастается отличным знанием местности и умением распознавать опасные места, хотя многие тут же вспоминают истории о том, как приходилось доставать из воды товарищей.
Опасный спорт
В зоне пристального внимания инспекторов также любители активного отдыха. В выходные дни на Иркутском водохранилище возле ледокола «Ангара» собираются компании для катания на коньках. Установленные запрещающие и предупреждающие знаки игнорируют не только дети, у которых чувство опасности не сформировалось в силу возраста, но и взрослые.
— Приходится уговаривать покинуть опасное место, ведь толщина льда в настоящее время здесь не превышает 5–7 см, в 15 м — открытая вода. Все это значительно повышает риск провала человека под лед, — рассказала Варвара Тыхеева, государственный инспектор по маломерным судам Иркутского инспекторского отделения.
Допустимая толщина льда на момент открытия официальных мест массового отдыха на водоемах должна быть не менее 35 см, территория катка в обязательном порядке огораживается для исключения случайного выезда туда, где лед менее прочен.
В настоящее время в Иркутской области нет официально открытых катков на водных объектах, а потому сотрудники МЧС России призывают пользоваться катками, оборудованными на школьных площадках и стадионах.
 
Люди! Остановитесь!
Когда выпадет побольше снега, проход в район залива Якоби будет закрыт массивными снежными отвалами. Это не даст проехать машине да и многих пешеходов отвадит от опасного места. 
— Место достаточно популярное. Горожане прогуливаются по льду залива, катаются здесь на лыжах, коньках и тюбах, зачастую на льду можно увидеть и автомобили, — уточнила Варвара Тыхеева. — А ведь место потенциально опасно, потому что находится недалеко от гидротехнического сооружения — плотины ГЭС. Задержка и сброс воды способствует подвижке льда, появлению трещин, которые скрывает выпадающий снег.
Из-за угрозы происшествий, связанных с провалом людей под лед, на водных объектах Иркутска и Иркутской области выставлены дополнительные запрещающие знаки и плакаты, информирующие об опасности. Руководством Главного управления направлены в адрес глав муниципальных образований методические рекомендации для организации работы по обеспечению безопасности людей в осенне-зимний период. Мобильные группы, состоящие из сотрудников Государственной инспекции по маломерным судам и полиции, проводят рейды.
И хотя в памятках, вручаемых жителям, есть информация, как вести себя в случае провала под лед, инспекторы призывают не испытывать его на прочность до открытия официальных ледовых переходов, переправ и мест массового отдыха.
 
Евгения Щукина, 
пресс-служба ГУ МЧС России по Иркутской области
Полоса 6
Наши люди в Гаване
Читать Свернуть

Специалисты МВД Республики Куба прошли обучение в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России по программе «Установление причины пожара».

В двухнедельную программу были включены занятия по современным методикам пожарно-технической экспертизы. Преподаватели — сотрудники кафедры криминалистики и инженерно-технических экспертиз и сотрудники исследовательского центра экспертизы пожаров НИИ перспективных исследований и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности.

Кубинские специалисты обучаются в университете в рамках программы его сотрудничества с Международной организацией гражданской обороны, которая началась еще в 2008 году. За эти годы обучение прошли специалисты из Азербайджана, Армении, Бахрейна, Иордании, Молдовы, Монголии, Нигерии, Судана и Туниса.

Традиция подготовки иностранных специалистов в университете была заложена еще в прошлом веке. Так, среди участников программы повышения квалификации — выпускник Ленинградского пожарно-технического училища 1976 года Хосе Мария Кардентей Ботет. Он прошел путь от эксперта в провинции Пинар дель Рио до начальника национального департамента по вопросам профилактики и предотвращения пожаров.

— Знания, полученные в Ленинграде, я использовал на протяжении всей своей службы, — рассказал Хосе Ботет. — Для курсантов примером для подражания были начальник училища полковник внутренней службы Захаров и начальник учебного отдела полковник внутренней службы Мельников. Настоящие советские офицеры, специалисты высшего класса. Сегодняшние наши преподаватели — столь же высококвалифицированные специалисты. Огромное спасибо начальнику кафедры криминалистики и инженерно-технических экспертиз Юлии Бельшиной и доценту Федору Дементьеву. Эти люди кладезь знаний, они вложили в наше обучение душу.

Отметил кубинский специалист и изменения, произошедшие в его альма-матер за минувшие годы:

— Материально-техническая база стала более мощной, современной, техника просто поражает своими характеристиками. Конечно, в 70-е годы о таком можно было только мечтать. Мы обязательно передадим полученные знания своим подчиненным. Они пригодятся в реальной обстановке, когда нужно будет спасать человеческие жизни. Мой сын капитан Александер Кардентей Эрнандес продолжил династию пожарных и сейчас находится здесь со мной на учебе.

Разговор об обучении продолжил майор Кармен Рейес Перес, специалист Управления международных связей МВД Республики Куба:

— Хочу сказать спасибо командирам пожарных частей, где мы были на практических занятиях. Многое из того, что мы увидели, будем использовать в своей работе. Отмечу высокие организаторские качества полковника внутренней службы доктора юридических наук Анны Медведевой и майора внутренней службы Андрея Перлина. По любым вопросам они давали нам исчерпывающие ответы.

Вручение дипломов проходило в университете в торжественной обстановке. Начальник вуза Эдуард Чижиков поздравил слушателей с окончанием учебы и пожелал использовать знания в повседневной практике.

 

Елена Терентьева, Василий Самотохин,

пресс-служба СПбУ ГПС МЧС России

Полоса 9
50 лет в строю
Читать Свернуть

Полвека в пожарной охране: невинномысский ветеран-огнеборец отмечает юбилей.

Добрый праздник

16 ноября ветеран пожарной охраны Ставропольского края и города Невинномысска полковник внутренней службы в отставке Василий Игнатенко отметил полувековой юбилей своей службы.

С праздником ветерана пришли поздравить заместитель главы администрации Невинномысска Евгений Колюбаев, врио заместителя начальника ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по ГПС) Дмитрий Бушуев, главный специалист по специальной работе и вопросам ГО и ЧС АО «Невинномысский азот» Николай Горохов, директор Управления ГО и ЧС Невинномысска Александр Очкин, а также руководство и личный состав Невинномысского пожарно-спасательного гарнизона.

К поздравлениям присоединились ветераны пожарной охраны и действующие сотрудники: в теплой дружеской атмосфере Василию Яковлевичу вручали цветы, подарки и приветственные адреса, в том числе от начальника Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю Александра Иваницкого.

— Сегодня вы отмечаете полувековой юбилей служения Отечеству. Трудно переоценить ваши заслуги в деле развития пожарной охраны Ставрополья. Ваш богатый опыт, обширные знания, замечательные деловые и человеческие качества снискали вам заслуженный авторитет и уважение не только среди коллег. Желаю вам, уважаемый Василий Яковлевич, крепкого здоровья, благополучия и дальнейших успехов в работе на благо Отечества, — пожелал ветерану Александр Иваницкий.

Славная история

Родился будущий пожарный 19 августа 1946 года в совхозе 2-я Пятилетка Ленинградского района Краснодарского края в трудовой семье. Детство и юность прошли в родном совхозе, где в 1963 году он начал свою трудовую деятельность. В 1964 году Игнатенко прибыл в город Невинномысск для участия во всесоюзной стройке азотно-тукового завода, где и поступил в химико-механический техникум.

Однако закончить обучение ему не удалось. В 1965 году он был призван в ряды Советской армии и по окончании службы решил связать свою судьбу с пожарной охраной, поступив в Харьковское пожарно-техническое училище МВД СССР.

С ноября 1968 по 1983 год Василий Игнатенко проходил службу в различных подразделениях пожарной охраны на территории Ставропольского края.

С июля 1983 года майор внутренней службы Игнатенко был назначен начальником отряда № 1 ГПС управления внутренних дел Ставропольского края по охране промышленной зоны Невинномысска. На этой должности Василий Яковлевич прослужил пожарному делу более 19 лет. За период прохождения службы в этой должности ветераном было воспитано не одно поколение молодых пожарных, спортсменов пожарно-прикладного спорта, также была создана спортивная база, которая и сегодня служит для подготовки спортсменов пожарной охраны.

За годы своей службы Игнатенко принимал участие в ликвидации одного из самых крупных и сложных пожаров за всю историю края — на станции Овечка Кочубеевского района в 1974 году. Также Василий Яковлевич тушил пожар на компрессорной станции линейного газопровода в Невинномысске в 1983 году, участвовал в тушении других крупных пожаров и ликвидации происшествий, которые случились на территории производственного объединения «Невинномысский азот».

На покой — рано

Уйдя в отставку в 2003 году в звании полковника внутренней службы, Василий Яковлевич не оставил любимого дела и продолжил работу в подразделениях пожарной охраны Невинномысска, где и по сей день учит молодых ребят пожарному делу.

За свой самоотверженный труд Василий Игнатенко удостоен множества различных наград — как от МВД, так и от МЧС России. А в 1994 году внесен в «Книгу почета УВД Ставропольского края».

От всей души поздравляем Василия Яковлевича с юбилеем его службы, желаем здоровья и успехов!

 

Олег Дегтярев,

пресс-служба ГУ МЧС России по Ставропольскому краю

Полоса 11
Дорога мужества
Читать Свернуть

Утром 20 ноября 1941 года на лед Ладожского озера вышел необычный санный обоз — батальон новосозданного конно-транспортного полка Ленинградского фронта. Обоз в составе 350 упряжек к вечеру добрался до деревни Кобона на южном берегу озера. Там он загрузил 63 тонны муки, которые на следующий день доставил в порт Осиновец. Этот, на первый взгляд, зауряднейший эпизод положил начало событию стратегического значения, оказавшему влияние на весь ход Великой Отечественной войны.

Суровые воды Ладоги

8 сентября 1941 года германские войска заняли железнодорожную станцию Шлиссельбург, перерезав, таким образом, последнюю сухопутную коммуникацию, соединявшую осажденный Ленинград с Большой землей. Так как город решено было удерживать любой ценой, перед командованием Красной армии сразу же встал вопрос о создании новых транспортных маршрутов через акваторию Ладожского озера.

Работы по оборудованию порта на Ладоге начались еще до падения Шлиссельбурга — соответствующее постановление Госкомитета обороны вышло 30 августа. В качестве пунктов разгрузки были выбраны расположенные рядом со станцией Ладожское Озеро бухты Морье, Гольцмана и Осиновец. К концу сентября удалось построить узкоколейку, соединившую этот импровизированный порт с Октябрьской железной дорогой. Сообщение с Ленинградом, пусть и кружным путем, было восстановлено. Грузы для осажденного города по железной дороге поступали на станцию Гостинополье, перегружались на баржи, которые по Волхову и Ладожскому озеру сплавлялись до Осиновца. Там они перегружались в железнодорожные вагоны и доставлялись в Ленинград. Уже из описания маршрута понятно, насколько сложным и длительным был этот путь. Если до войны расстояние между Волховом и Ленинградом поезд преодолевал примерно за два-три часа, то теперь на это уходило двое-трое суток.

Первый рейс по новому маршруту был не слишком удачным. Хотя буксир «Орел» 12 сентября успешно привел в Осиновец две баржи с зерном и мукой, из-за сильного волнения их не удалось разгрузить. Разыгравшийся шторм выбросил баржу с мукой на берег, а баржу с зерном пустил ко дну. Но позже водолазы смогли спасти пусть и подмоченный, но поистине бесценный груз.

Ладога славится своими свирепыми штормами, которые не раз срывали перевозки и даже приводили к гибели плавсредств. Еще больше проблем создавали налеты вражеской авиации. Если за октябрь 1941-го Ленинград бомбили 18 раз, то небольшой станции Осиновец пришлось пережить 22 воздушных налета. Всего от штормов и вражеских бомб затонуло пять буксиров и 46 барж. Тем не менее водная магистраль продолжала действовать. За неполных два месяца моряками было доставлено 60 тысяч тонн грузов, в том числе 45 тысяч тонн продовольствия. В обратном направлении было эвакуировано около 33 тысяч ленинградцев.

Автодорога № 101

Хотя отдельные рейсы кораблей продолжались до декабря, уже с 10 ноября в связи с начавшимся ледоставом было прекращено регулярное движение грузовых барж. В штабе фронта задумались о создании нового, на этот раз ледового пути через Ладогу.

13 ноября начальник тыла Ленинградского фронта Феофан Лагунов издал приказ об организации ледовой дороги, в соответствии с которым для разведки льда вышли 12 специальных групп. По результатам их исследований был уточнен маршрут трассы. Первоначально предполагалось, что она пройдет от мыса Осиновец до маяка Кареджи, но из-за того, что у маяка лед еще не установился, конечную точку сдвинули к островам Зеленцы с разветвлением на деревни Кобона и Лаврово.

19 ноября командующий Ленинградским фронтом Михаил Хозин подписал приказ об организации через Ладожское озеро автотракторной дороги, спустя неделю получившей обозначение «Военно-автомобильная дорога № 101». Для эксплуатации и охраны дороги и перевалочных баз создавалось управление дороги. Для перевозок по ней была выделена 17-я отдельная автотранспортная бригада.

После успешного рейса конно-санного обоза 22 ноября на восточный берег была отправлена автоколонна из 60 автомашин с прицепленными санями. Загрузив на восточном берегу 70 тонн продовольствия, автоколонна к вечеру того же дня возвратилась в Осиновец.

Первые рейсы по еще неокрепшему льду были очень опасными, поэтому, несмотря на грузоподъемность, в кузов полуторки загружали всего несколько мешков муки. Впрочем, по мере усиления льда рос и грузооборот: если в начале декабря за сутки доставлялось примерно 100 тонн грузов, то к концу месяца уже около 1000 тонн.

Выполнили свой долг

Длина озерного участка составляла приблизительно 30 км. На этом сравнительно небольшом участке в тяжелых условиях слаженно трудились почти двадцать тысяч человек. Это были водители грузовиков и погонщики конных подвод, механики, которые чинили автомобили, регулировщики, задачей которых было направлять водителей по наиболее безопасным маршрутам. Кроме того, были те, кто непосредственно прокладывал дорогу. А корректировать трассу надо было постоянно: временами ее заносило снегом или надо было выбирать участки с более крепким слоем льда, а иногда дорога оказывалась повреждена немецкими авианалетами.

Вера Ивановна Рогова, служившая на Дороге жизни регулировщицей, вспоминала: «Девчонки стояли вдоль всей трассы, как столбики. Сто метров друг от друга. Указывали дорогу, подкладывали бревна под машины. Командиры частей сверяли свои данные с нашими секретными картами — некоторые мы сами и перерисовывали. А фашисты летали над нами. И при обстреле мы просто падали. Куда ж денешься на голом льду? Хорошо помню бреющий полет наглого немца. Представляете, стреляет и хохочет... Старшина кричит: «Разбегайтесь!» К счастью, наши все-таки подбили гада...»

Дорога постоянно ремонтировалась. Водолазы укрепляли ее всеми возможными подручными средствами, ныряя под лед и устанавливая там настилы и опоры. Вдоль дороги устанавливали дорожные знаки. По пути следования грузовиков, через каждые 7 км строили медицинские и обогревательные пункты. На протяжении маршрута находились склады и базы. Также оборудовались станции технической помощи, мастерские и пункты питания.

Погода и вражеские бомбардировки постоянно вносили коррективы в маршруты движения. Только за первую зиму ледовая дорога полностью передвигалась четыре раза. А некоторые участки меняли свою конфигурацию 12 раз.

В пути водителя всегда подстерегала опасность уйти под лед, поэтому вне зависимости от погоды ездили с распахнутой дверцей. Когда риск был особенно велик, ехали на подножке машины, в готовности в любой момент спрыгнуть с нее. Тридцатикилометровый ледовый участок, таким образом, превращался в смертельное испытание. А ведь практически каждый водитель в день совершал по два рейса.

Поскольку движение велось в прифронтовой полосе (в некоторых местах передний край пролегал в 15 км от дороги), запрещалось включать фары на автомобилях. Но выбирая между опасностью попасть под обстрел и замерзнуть насмерть на ладожском льду, сбившись с пути, водители обычно предпочитали первое.

«Ночами уже не гасили фар, потому что было опасно водить машины в полной тьме, — вспоминал Леонид Баркович, сотни раз пересекавший Ладогу на своем грузовике. — Да и противник, отлично знавший трассу, все равно был бессилен остановить на ней поток жизни. Самое большее, что он мог сделать, — это разбить одну или несколько машин. Каждый из нас хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но и каждый знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ».

Полоса 13
Пожарное самбо
Теги: Личность
Читать Свернуть

16 ноября отмечался день рождения самбо — молодого, но очень эффективного боевого искусства, которое зародилось в нашей стране в предвоенные годы. Для МЧС России оно не чужое. Есть спортсмены, и есть успехи. Например, врио начальника управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Тюменской области подполковник Сергей Трифонов — кандидат в мастера спорта по самбо, вольной борьбе и пожарно-спасательному спорту. В интервью «Спасателю» он рассказал, как совмещает тренировки с работой и как единоборства могут помочь на пожаре.

«Без спорта не могу…»

— Сергей, когда вы начали заниматься самбо?

— Начинал я с вольной борьбы. Мой первый тренер был Олег Александрович Ермаков, он и привил мне любовь к единоборствам. У него я первый раз вышел на ковер, и это он заложил всю базу моих умений и навыков. В 1999 году, после окончания школы, я поступил в Екатеринбургское ПТУ МВД РФ. В училище была секция самбо, туда и пошел. Занятия вольной борьбой очень помогли мне в новом виде спорта. Я сумел попасть в сборную училища, которой руководил мастер спорта СССР по самбо и дзюдо Александр Юрьевич Кустов. Тренировки проходили ежедневно.

— После училища продолжили занятия?

— Да. Без спорта я уже не мог. После выпуска в 2002 году занимался самыми разными видами. Неоднократно представлял команду тюменского главка в составе сборной по ПСС. Пять лет назад, поставив перед собой цель выполнить норматив кандидата в мастера спорта, и успешно реализовал ее в 2016 году.

— А самбо, получается, бросили?

— Нет, не бросил. Но не самбо, а силовую борьбу в целом. Когда служил в Тобольске в 2002–2007 годах, занимался дзюдо, участвовал в городских и областных соревнованиях, становился призером. После перевода в Нижневартовск снова сменил специализацию. Стал заниматься в секции кудо, у Дмитрия Изварина.

— Где тренируетесь сейчас?

— При поддержке тюменского общества «Динамо» год назад мы организовали взрослую группу по спортивному самбо, в которой постоянно занимаются 6–10 человек. На соревнованиях мы выступаем как коллектив МЧС, под эгидой общества «Динамо». Я всегда был максималистом, и простое участие — это не для меня. Победа в  соревнованиях — вот главная мотивация.

— Вот вы занимались вольной борьбой, самбо, дзюдо, кудо —какой стиль вам ближе?

— Самбо. Как говорят, первая любовь не ржавеет. Благо в системе МЧС нашлись единомышленники. Но вообще все виды борьбы похожи, базовая техника одинаковая. Отличие в основном в правилах. К примеру, во всех видах борьбы существует базовый прием — бросок через бедро, а вот как его выполнить в поединке, зависит от того, проходит борьба в куртке или без, разрешена ли ударная техника, зацепы за ноги и так далее. Также стиль борьбы сильно зависит от того, где больше проходит поединок — в стойке или в партере, какие болевые или удушающие запрещены или, наоборот, разрешены.

Взял ответственность на себя

— Вы были капитаном тюменской команды на I Международном чемпионате по пожарному кроссфиту. Как так вышло?

— В адрес Главного управления поступило положение о проведении чемпионата по пожарному кроссфиту. Чтобы добиться хорошего результата, нужно было много, а главное, правильно тренироваться. Но спорт новый, специалистов, которым можно было поручить подготовку команды и требовать результата, в главке не было.

— И вы решили взять все в свои руки?

— Все-таки у меня большой спортивный опыт. Благодаря борьбе и пожарно-спасательному спорту я хорошо представлял себе, как развить необходимые физические качества для пожарного кроссфита, но не был уверен в том, что организую подготовку правильно. Чтобы не травмировать ребят, решил сначала все опробовать на себе и лично поучаствовать в соревнованиях, а дальше, ежедневно отслеживая свое самочувствие и результаты, оценить, в правильном ли направлении двигаюсь. Встречался со спортсменами, занимающимися кроссфитом у нас в Тюмени, перечитал много методической литературы.

— Люди в вас сразу поверили?

— Для них мотивацией стало мое личное участие как руководителя структурного подразделения главка. Как говорил адмирал Нахимов, «из трех способов действовать на подчиненных — наградами, страхом и примером — последний есть вернейший». Очень рад, что у нас получилось: на чемпионате в Иркутске в этом году мы стали серебряными призерами, лишь чуть-чуть уступив хозяевам. В личном первенстве на своем этапе я взял золото.

«Спина у него горела…»

— Вспомните свой самый горячий случай на пожаре.

— Как-то ночью все силы гарнизона работали на крупном пожаре. В этот момент поступил еще один вызов - о загорании на пятом этаже пятиэтажного дома. Мне выделили одного бойца и пожарную автолестницу и направили туда. На месте провел разведку. Пожарному дал команду по автолестнице подать ствол на тушение, а сам включился в дыхательный аппарат, взял лом, пожарный ствол и направился в подъезд.

Поднявшись к горящей квартире, увидел, что железная дверь открыта. Плотность дыма была высокая, фонарь светил на расстоянии не более 5 см, ничего не было видно. Присел на четвереньки и начал прощупывать руками все места возможного нахождения людей. Так дополз до комнаты, где обнаружил лежащего на диване без сознания человека. Поднял его на спину — здесь мне пригодились знание техники борьбы, там это называется «взять соперника на мельницу».

Вытащил его, донес до скорой помощи, где врачи сразу приступили к реанимации. Это был первый случай, когда я лично спас человека.

— А бывают на пожаре курьезы?

— Помню, однажды по прибытии на вызов мы позвонили в квартиру, откуда шел дым. Вышел хозяин и, увидев пожарных, сказал, что у него все в порядке. Повернулся, и мы увидели, что у него на спине горит одежда. Конечно, сразу потушили. Зайдя в квартиру, поняли, что пострадавший уснул с сигаретой на диване. Когда проснулся, испугался и начал самостоятельно тушить загоревшийся диван, при этом пытался затащить его в ванную комнату.

— Чем отличается пожар, когда ты начкар и когда руководитель тушения пожара?

Когда ты не просто начальник караула, а первый прибывший и, соответственно, первый руководитель тушения на пожаре, необходимо быстро принимать правильные решения. При этом сил и средств у тебя очень мало, нужно быстро и четко думать. От тебя зависит правильность дальнейших действий последующих руководителей тушения. Любая ошибка может привести к увеличению ущерба и гибели людей. У второго или третьего руководителя тушения пожара другая ответственность. Определить, правильные ли решения были приняты ранее, уточнить дальнейшие направления по тушению, организовать прибывающие силы. Здесь уже многое решают опыт и знания.

Каждый пожар индивидуален, и ни в одной книжке или документе не прописан алгоритм, как его тушить. Есть только рекомендации и основные правила. Если сравнивать с борьбой, это примерно то же самое, когда на тренировках тебе дают основы, заготовки, технику выполнения приемов, ты изучаешь правила борьбы, но каждая схватка индивидуальна и соперники разные. Любое неверное решение может закончиться поражением.

— Легко ли сочетать работу пожарным и спорт?

— Честно говоря, нелегко. Рабочий день заканчивается в 18.00, нужно доехать до дома, переодеться и в 20.00 быть на тренировке. С утра снова на работу. При этом твои показатели и мастерство должны расти. С другой стороны, понимаешь, что увлечение дает возможность психологически расслабиться после трудных рабочих дней. Выходя на ковер или занимаясь в спортзале, забываешь обо всех неприятностях и думаешь только о достижении поставленных спортивных целей. Для этого приходится  в чём-то себя ограничивать, но это здорово  дисциплинирует.

— Семья помогает?

— Без их поддержки сочетать работу и спорт было бы практически невозможно. У меня двое детей, им тоже нужно уделять время. Старшему сыну 13 лет, занимается дзюдо. Здесь пока особых достижений нет, но зато он становился призером открытых районных и областных соревнований по самбо. Младшему два года, думаю, тоже будет заниматься спортом. Мы — спортивная семья!

 

Сергей Юсько,

пресс-служба ГУ МЧС России по Тюменской области

Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Январь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31