Выбирать профессию нужно по любви

05 Декабря 2018

Психологическая служба МЧС России была основана в 1994 году и смогла за несколько лет доказать всем сомневавшимся свою состоятельность. Участие сотрудников Центра экстренной психологической помощи в ликвидации множества резонансных ЧС показало: чрезвычайные психологи заняты большим и важным делом. Они не дают людям остаться наедине с пришедшей к ним бедой. Благодаря проделанной работе ЦЭПП МЧС России сегодня известен во всем мире. С 2002 года им руководит Юлия Шойгу. За 19 лет накоплен большой опыт, но останавливаться на достигнутом высокопрофессиональный коллектив не намерен и строит планы развития на ближайшие годы.

 Были первыми

— Юлия Сергеевна, в каком направлении будет развиваться психологическая служба МЧС России?

— В основном идеи связаны с новыми технологиями и улучшением качества того, что уже есть. Мы готовим предложения, как должна выглядеть служба, аргументируем их перед руководством министерства. Будем надеяться, что наши доводы признают убедительными. Пока я не хотела бы их раскрывать, поскольку считаю, что о планах и намерениях можно говорить, когда они получают статус оформленного документа.

— Как сегодня выглядит структура психологической службы МЧС России?

— Это непосредственно центр и восемь его филиалов — в Хабаровске, Красноярске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Севастополе и Санкт-Петербурге. Кроме того, есть специалисты-психологи, которые трудятся в главках, спасательных отрядах, пожарных частях и прочих подразделениях МЧС. Все они работают по общим нормативным и методическим документам и составляют единую психологическую службу. Получается чуть больше 700 человек.

— Какие вехи развития службы могли бы выделить вы?

— За время своего существования наша служба прошла большой путь — от нулевого цикла, появления идеи, формирования основных задач и принципов работы до создания эффективно действующей технологии, признанной во всем мире. Мы начинали с реагирования на крупномасштабные ЧС, потом появилась задача оказания помощи при международных гуманитарных операциях, поддержки наших граждан, попавших в ЧС за рубежом, и иностранцев, пострадавших в России. Постепенно развивалась система реагирования. Наши специалисты начали выезжать на происшествия регионального уровня, в основном на крупные ДТП, пожары и попытки суицидов. Выработались взаимоотношения со специалистами-психологами других организаций РСЧС, это было оформлено юридически, нормативно и методически. В итоге сейчас мы имеем целостную структуру, которая эффективно работает на сохранение психического здоровья в чрезвычайных ситуациях как людей, которые попали в беду, так и специалистов, работающих в министерстве.

— Откуда взялись методики, по которым строилась работа психологов МЧС?

— Нам фактически пришлось создавать их с нуля. Хотя, конечно, за основу брались имевшиеся на тот момент наработки отечественных и мировых научных школ по психологии. Проблема состояла в том, что практически все разработки были связаны с работой специалистов в стационарных условиях, а не после только что случившейся ЧС. Задачи оказания экстренной психологической помощи никто в мире на тот момент вообще не ставил. Мы были пионерами, и сейчас все перенимают наш опыт. Например, в рекомендациях ВОЗ по работе с населением при ЧС появился пункт об оказании экстренной психологической помощи, за рубежом начали создаваться службы по нашему образу и подобию.

Психологу нужно доверять

— Что входит в психологическое сопровождение сотрудников МЧС?

— Психолог сопровождает сотрудников ведомства практически на всех этапах их деятельности. Основная цель — как можно дольше и как можно в лучшем качестве сохранить психологическое здоровье и благополучие.

Первое знакомство с психологом у сотрудника МЧС происходит во время профессионального отбора, дальше они встречаются в процессе психологической подготовки. Кроме того, существуют плановые периодические обследования, позволяющие оценить, насколько человек может продолжать работу, нужна ли ему наша помощь или он сам справляется с психологическими нагрузками. При необходимости мы занимаемся профилактикой подобных проблем или проводим психологическую коррекцию.

— Какие проблемы встречаются чаще всего?

— Если говорить про профессиональную деятельность, то это посттравматические стрессовые расстройства, повышенная тревожность, синдромы хронической усталости и профессионального выгорания. Но отмечу, что в системе МЧС России процент тех, кому требуется решение каких-то психологических проблем, достаточно невелик. Большинство справляется с нагрузками, особенно при условии, что мы хорошо выполнили предыдущие задачи — качественно отобрали людей, правильно их подготовили, добросовестно провели периодическое обследование, на ранних этапах увидели зарождающуюся проблему и дали действенные рекомендации, что делать, чтобы она не получила развития.

— Всегда ли эти проблемы можно решить?

— При качественном взаимодействии с психологом большинство проблем обратимы. Но для этого нужен хорошо подготовленный специалист и, в первую очередь, желание самого человека работать со своей проблемой. Иногда это психологически и эмоционально непросто.

— Наверное, должно быть и полное доверие к психологу?

— В нашей профессии без доверия сложно.

— Все ли психологические проблемы можно отследить на ранней стадии?

— Существуют методики, которые позволяют выявить большинство проблем. Не 100%, но этим не может похвастаться и более точная диагностика, например медицинская.

— Некоторые не хотят обращаться к психологу, боятся, что их признают негодными к исполнению служебных обязанностей. Оправданны ли эти страхи?

— Мне кажется, если такое и было, то лет десять назад. Сейчас психологическое сопровождение стало уже настолько привычным делом, что вряд ли кто-то всерьез испытывает опасения по поводу обращения к психологу. По крайней мере, мне неизвестны случаи, когда кого-то из сотрудников ведомства увольняли из-за психологических проблем.

Простая проверка себя

— Психологи чаще всего женщины. Почему так?

— Психология — традиционно женская специальность, и пропорция в нашей службе примерно такая же, как на любом факультете психологии — 15–20% мужчин, остальные женщины. В психологи идут сенситивные, чувствительные к проблемам других люди, и, естественно, это чаще присуще женщинам. Но мужчины тоже могут быть хорошими психологами, и среди наших коллег такие есть.

— Бывают ли проблемы у самих психологов?

— Психологи тоже люди, и время от времени у них возникают некие проблемы. Мы немного в выигрыше, потому что можем заметить их раньше, чем другие. Бывает, что психолог может справиться самостоятельно, но важно вовремя понять, что не справляешься, и обратиться за помощью к профильному специалисту.

— На кого выпадает самая большая психологическая нагрузка?

— По нашим наблюдениям и исследованиям коллег из других ведомств, больше всего стрессовых нагрузок выпадает на руководителей разного уровня. У них всегда много разнонаправленных задач, часто экстренных и не бывает ситуации, когда все задачи выполнены и можно испытать от этого удовлетворение.

— Каков ваш рецепт борьбы со стрессом?

— Прежде всего, выбирать профессию по любви. Тогда и выгорание не грозит. Также надо обращать внимание на собственное состояние и при необходимости вовремя принимать меры.

— Как понять, что с тобой что-то не так?

— Это достаточно просто. Задуматься о своем психологическом благополучии нужно тогда, когда тебе становится плохо с твоими близкими либо твоим близким становится плохо с тобой.

— Какой профессиональный совет вы дадите сотрудникам чрезвычайного ведомства?

— Лучший способ справиться с психологической проблемой — ее не получить. Поэтому для каждого человека важно иметь то, от чего он получает внутренние ресурсы, силы продолжать жить, работать, радоваться жизни. Это может быть все что угодно: визит к психологу, встреча с друзьями, поход на природу, общение с интересными людьми, посещение концертов и выставок, увлечения, хобби, спорт. Чем больше у человека способов получения такого ресурса, тем он богаче духовно и лучше адаптируется к изгибам жизненного пути. Поэтому отвечу крылатым выражением: «Счастливый человек — это тот, который утром с удовольствием идет на работу, а вечером с удовольствием с нее возвращается».

Дмитрий Рассказов



Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Август »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031