Архив

2018 - №47

18 декабря 2018
Полоса 1
Министерство вами гордится
Читать Свернуть

10 декабря в Академии гражданской защиты прошла церемония награждения победителей Х Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества».

На сцену за дипломами лауреатов и памятными статуэтками поднимались лучшие по профессиям, а также руководители передовых подразделений. Министр Евгений Зиничев, вручавший награды, отметил:

— Фестиваль на протяжении десяти лет объединяет профессионалов системы МЧС России. Вручение наград — это высокая оценка вашего труда. Но самым главным результатом работы, безусловно, являются спасенные жизни. Только в этом году при ликвидации различных катастроф и бедствий было спасено более 200 тысяч человек. Благодарю вас за службу!

Признанный лучшим врачом начальник группы Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» Анатолий Чумичев от имени награжденных выразил благодарность руководству министерства за столь высокую оценку труда и заверил, что для каждого из сотрудников МЧС спасение не только профессиональный долг, но и веление сердца.

Полоса 2
МЧС открыто к диалогу
Читать Свернуть

12 декабря, в День Конституции Российской Федерации, во всех подразделениях чрезвычайного ведомства прошел прием граждан. В Москве двери общественной приемной открыли в здании ВНИИ ГОЧС.

— Чаще всего к нам обращались по вопросам, связанным с пожарной безопасностью. Сейчас, например, эта тема весьма актуальна для новостроек. Есть проблемы с жилищными кооперативами, при первоначальной застройке домов устанавливающими свои правила и оборудование, которые подчас не соответствуют нормам пожарной безопасности, — рассказала проводившая прием заместитель начальника Административно-правового управления — начальник отдела по работе с обращениями граждан Юлия Мохова.

Как раз по такому поводу в МЧС обратилась жительница Москвы Ксения Шатрова. В новостройке на улице Бутлерова за последние два года произошло несколько возгораний. Выяснилось, что в доме отсутствует система дымоудаления. Инициативные жильцы пытались провести независимую пожарную экспертизу, но местная управляющая компания не предоставляет необходимую документацию. Обращения к столичным властям результата пока не дали.

— Мы рассматривали это обращение жителей, — прокомментировал Михаил Нестеров, инспектор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы. — В доме не проводились проверки, так как он был введен в эксплуатацию в 2016 году. По результатам обращения мы организуем внеплановую проверку, дадим поручения соответствующим территориальным органам.

Во время приема граждане имели возможность не только задать личный вопрос, но и попросить о помощи или содействии в решении различных проблем. Было немало обращений по кадровым вопросам, социальному и жилищному обеспечению.

Дни приема граждан, по оценкам экспертов, обеспечивают открытость системы МЧС России, позволяют организовать быструю обратную связь.

 

Степан Змачинский

Фото автора

Полоса 8
Никто не знает, куда тебя завтра забросит судьба
Читать Свернуть

Председатель Курганского регионального отделения РОССОЮЗСПАСа Петр Пантелеев за свою жизнь освоил множество профессий, связанных со спасением. В интервью нашей газете он рассказал, почему считает навыки оказания первой помощи наиважнейшими для каждого человека.

— Вы педагог, спасатель, летчик, парашютист-инструктор, дайвмастер. Кем сами себя считаете в первую очередь?

— На срочной службе в армии я был членом спасательной парашютно-десантной группы. Через какое-то время стал инструктором парашютно-десантной подготовки. Пришел на гражданку, увидел полный развал. Понял, что для меня лучший способ служить Родине — это растить патриотов своей страны, подготовить их так, чтобы они не погибли в локальных войнах. Обучал радиотелеграфистов, преподавал парашютно-десантную, водолазную, морскую, спасательную, горную подготовку и самое главное — автономное выживание. Все эти знания я копил в своем багаже на протяжении долгих лет.

— В обществе распространен страх перед службой в армии. Приходилось ли вам избавлять от него своих подопечных?

— В 1999 году я пришел работать в лицей № 8. Чтобы избавить ребят от страха армии, привозил их в воинскую часть, где готовили профессиональных спасателей. Многие после этого поступили в военные училища или вузы МЧС. Спасателю быть военным необязательно, а вот военный однозначно должен быть спасателем. Он должен знать, как вынести с поля боя пострадавшего, как оказать ему первую помощь. Спасателем человек может быть по призванию.

Чему вы обучаете ваших воспитанников?

Первоначальному пониманию того, кто такой спасатель. Потом уже идет обучение ориентированию в природе, автономному выживанию, спецподготовка, программа «матрос-спасатель», использование альпинистского снаряжения. Последнее не значит, что им обязательно придется лазить по горам, но такой навык может всегда пригодиться. Наши ребята уже 17 лет ездят в Анапу на практику. Им приходилось и пожары тушить, и спасать людей в шторм, и первую помощь оказывать.

Как проходит аттестация на спасателей?

На основании свидетельства о прохождении первоначальной подготовки и медицинского осмотра они получают справку, что пригодны для работы спасателем и отправляются на аттестационную комиссию области. После успешной аттестации выдается удостоверение спасателя. Его обладатель может участвовать во всех спасательных мероприятиях, даже не работая в аварийно-спасательных формированиях. Такая же практика и в странах Европы.

— Вы не только учите студентов, но и проводите мастер-классы для сотрудников МЧС. Чему их обучаете?

 — Я окончил межрегиональные курсы по подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения по первой помощи. Учу сотрудников МЧС быть инструкторами, чтобы уже они в свою очередь преподавали оказание первой помощи. Я обучал матросов-спасателей, судоводителей, представителей поисково-спасательной службы, аварийно-спасательных и пожарно-спасательных формирований. Спасатель — тот человек, у которого должно быть как можно больше профессий, потому что неизвестно, куда его завтра забросит судьба.

— В 1999 году вы начали готовить спасателей в Курганской области. Какой масштаб это движение имеет сейчас?

— Сначала это была одна группа — 32 человека (29 парней и три девочки). В 2000 году набрали еще одну группу, потом начали набирать по две, три, четыре. Создали Добровольный студенческий корпус спасателей, к 2011 году он насчитывал примерно 700 человек.

Мало того, что члены организации сами знают меры безопасности, они уже обучили им других. Молодая поросль должна разрастаться. Им нужно помогать развиваться. Люди должны понимать, что завтра эти ребята могут спасти твоего близкого или тебя.

— Многие ли из тех, кого вы обучали, связали свою жизнь с МЧС?

— Многие. И с МЧС, и с вооруженными силами. Двое уже стали генералами. Поэтому я считаю, что прожил жизнь не зря, но хотелось бы еще больше передать опыта.


Владислав Грозный,

пресс-служба ГУ МЧС России по Курганской области

Полоса 9
Блокадника вынесли из огня на руках
Читать Свернуть

Вечером 12 ноября диспетчер 11-й ПСЧ 1-го отряда ФПС по Санкт-Петербургу получил сигнал о пожаре в квартире на третьем этаже дома по улице Комсомола. Пожарные, примчавшиеся на место, увидели в окне на третьем этаже отблески пламени. Соседи рассказали, что в горящей квартире, скорее всего, находится пожилой мужчина-инвалид.

Начальник караула Воскресенский поставил задачу своему заместителю Илье Попкову во главе звена ГДЗС провести разведку горящей квартиры и спасти человека. Поднявшись на третий этаж, Попков увидел, что из-за двери горящей квартиры валит густой черный дым. С верхних этажей люди просили о помощи.

Илья Попков запросил дополнительно отделение для эвакуации людей и решил пойти на оправданный риск: разделить звено ГДЗС, оставив одного пожарного защищать пути эвакуации, а самому с командиром отделения Дмитрием Шафрановским отправиться в квартиру на поиск пострадавшего. Высокая температура не позволяла подняться на ноги. При нулевой видимости, продираясь через узкие коридоры, пожарные обследовали дальние комнаты. Никого. Тогда они направились в комнату, в которой горели обстановка и стены. Перегородки готовы были вот-вот обрушиться. Хозяин квартиры лежал бездыханный, с многочисленными ожогами, практически в недосягаемом месте, у очага пожара. Попков и Шафрановский вынесли его на лестничную клетку, оказали первую доврачебную помощь и привели в чувство. Спасенным оказался инвалид II группы, житель блокадного Ленинграда 87-летний Иван Калюжный.

Тем временем начальник караула Воскресенский обнаружил в квартире, расположенной над горящей, женщину с ребенком. Мать отказывалась отдать ребенка пожарному, чтобы тот вывел его на улицу. Тогда Воскресенский решил нарушить боевой устав и передал лицевую часть своего дыхательного аппарата женщине, а сам, прикрывая лицо подшлемником, вывел семью на свежий воздух.

Руководство главка рассматривает вопрос о представлении к награде за смелость, решительность и самоотверженность, проявленные при тушении пожара, капитана внутренней службы Воскресенского, старшего прапорщика внутренней службы Попкова и прапорщика внутренней службы Шафрановского.

 

На фото, слева - направо: Попков Илья - ПНК; Шафрановский Дмитрий - КО; Шальнов Никита - пожарный; Байдиков Иван - пожарный; Воскресенский Евгений - начальник караула. 

 

Иван Петров

Полоса 13
Час для спасения жизни
Читать Свернуть

Врачи и инженеры Центроспаса стали обладателями первой Всероссийской премии в области санитарной авиации «Золотой час» в номинации «Вклад в развитие санитарной авиации». Корреспондент «Спасателя» побеседовал с начальником службы аэромобильного госпиталя и организации медицинской помощи при ЧС отряда Игорем Якиревичем и врачом анестезиологом-реаниматологом службы Александром Поповым о пути к этой заслуженной награде.

Старт большого пути

— Как и когда началась разработка системы санитарной авиационной эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях?

Игорь Якиревич: Начало этой работы было положено в 2004 году, после событий в Беслане. Сергей Шойгу поручил нам — медицинской службе Центроспаса — разработать этот механизм. Мы трудились три года. В 2008 году на обеспечении МЧС России появились вертолетные медицинские модули. Затем мы создали набор оборудования для самолета Ил-76.

Александр Попов: Первый полет с такой задачей состоялся 18 декабря 2008 года. Мы забирали из Израиля пострадавших в тяжелом ДТП российских туристов. Вылетели на Ил-76, на борту которого было два модуля на восемь мест.

И. Я.: Первая массовая эвакуация пострадавших, в которых были задействованы наши технологии, состоялась в 2009 году. Оснащенный всей необходимой аппаратурой Ил-76 эвакуировал из Перми в ожоговые центры Москвы и Санкт-Петербурга пострадавших при пожаре в ночном клубе «Хромая лошадь».

Новый подход к старым задачам

— То есть вы были первопроходцами?

И. Я.: Не совсем. Скорее реформаторами. Санитарная авиация существовала и в Советском Союзе. Но смысл в том, что наша технология позволяет оказывать помощь пострадавшим прямо во время полета. Мы целиком и полностью оснащены с точки зрения тех технологий, которые требуются нашим пациентам, и можем вести работу с большим количеством пострадавших в соответствии со всеми стандартами реанимации. Необходимо особо отметить, что наши изделия полностью соответствуют всем необходимым требованиям Росздравнадзора и авиации, а воздушные суда адаптированы для их применения. Именно в МЧС России и именно в отряде Центроспас ровно десять лет назад это оборудование было поставлено на снабжение. За прошедшее десятилетие была оказана помощь большому числу пострадавших в России и за рубежом.

Наша методика получила признание на самом высоком уровне. Президент России издал указ, согласно которому аналогичная схема оказания помощи воплощается в жизнь в субъектах страны.

Безусловно, проделан огромный труд. И очень приятно получить высокую оценку за выполненную работу.

А. П.: Суть наших технологий — разработка стандартных модулей, которые можно приспособить под различные задачи, и создание схемы их применения.

Модуль — это фактически каркас строго определенных размеров. Он может устанавливаться в салоне самолета или вертолета той модели, для которой разработан. Внутри него — места для фиксации стандартных носилок, которые применяются во всей системе МЧС России. Это позволяет не тревожить больного лишний раз. Каждый модуль оборудован кардиомониторами и двумя аппаратами искусственной вентиляции легких — основным и дублирующим. Модули подключаются к бортовой сети летательного аппарата. Но на всякий случай все они оборудованы системами автономного энергоснабжения, рассчитанными на девятичасовую работу. Набор дополнительного оборудования можно варьировать. Есть кювезы для транспортировки недоношенных детей. Есть полностью изолированные боксы для перевозки инфекционных больных. Есть уникальный набор аппаратуры для перевозки тяжелейших пациентов с токсикозами любой этиологии. Мы первыми в мире применили на основе этих модулей технологию безаппаратного плазмафореза во время полета. Есть оборудование, позволяющее успешно транспортировать крайне тяжелых больных с пороками развития сердца, где необходима экстракорпоральная мембранная оксигенация, то есть искусственное насыщение крови кислородом при практически неработающих легких и сердце. Таких пациентов и по земле везти страшно. Но мы успешно возим их по небу. Это уникальные операции.

Мы можем обустроить в вертолете Ми-8 полностью оборудованное реанимационное отделение на четыре места. А в Ил-76 — многопрофильное реанимационное отделение на 20 коек. Наша модульная система позволяет уменьшить смертность в три раза. Кстати, сейчас эта схема работы один в один применяется в Министерстве обороны, МВД, Росгвардии, ФСБ.

У нас на оснащении 10 модулей на два самолета Ил-76. Если мы их задействуем по полной, можем эвакуировать 40 крайне тяжелых пострадавших. Есть 12 одноместных модулей, рассчитанных на применение в самолетах «Сухой Суперджет 100» и Ан-148.

Модули демонтируются с вертолета за 10 минут, а с самолета за 20. И это еще один плюс наших технологий. Ведь специализированный самолет со стационарно закрепленным на борту оборудованием невозможно использовать для других целей. А их простой обходится в огромные деньги.

Вдобавок к этим уникальным аппаратам прилагается система их применения. Она включает в себя огромный пласт наземной работы. Мы летим выполнять задание, четко зная, с чем нам придется столкнуться. Есть медицинские рапорты на пострадавших, продумана логистика их доставки на борт. А в случае с эвакуацией из-за рубежа решены все консульские вопросы.

И. Я.: Инженеры нашей службы делают все, чтобы аппаратура действовала без сбоев и была готова к работе в любую минуту. Нельзя не сказать и о наших спасателях, которые всегда и во всем нам помогают. Да и в разработке модулей нам очень сильно помогли. Нам посчастливилось встретиться с единомышленниками из Татарстана. Казанский агрегатный завод — это средоточие инженерной авиационной мысли. У специалистов предприятия один ответ на наши просьбы: «Мы вам все сделаем. Вы только скажите, как вы это видите». Соединение усилий этого талантливого коллектива и нашего профессионального видения позволило в итоге сотворить маленькое чудо.

Самая скорая помощь

— Значит, делается все, чтобы пострадавший получил помощь как можно скорее. Верно?

И. Я.: Золотой час — время, когда шансы спасти пострадавшего максимальны, — драгоценен. Девиз нашего министерства — «Предотвращение, спасение, помощь». Пострадавшим помогают руки спасателей и врачей. С первого дня существования отряда Центроспас дело было поставлено так, что медицинское сопровождение спасательных работ обеспечивают именно медики, а не парамедики или обученные инструкторы. Потому что ценность человеческой жизни нельзя измерить ничем.

Наша работа начинается с той минуты, когда мы помогаем извлечь пострадавшего из очага ЧС, в котором он был травмирован. Именно с этого момента он начинает получать помощь. В дело вступают врачи МЧС России.

— Какие проблемы предстоит решать?

А. П.: Врачи, летающие в такие рейсы, не являются членами экипажа самолета. То есть не получают положенных летному персоналу льгот. Хотя находятся в одинаковых условиях с пилотами.

Еще одна проблема — определение мест для строительства вертолетных площадок в регионах. Это наши летчики умеют садиться, где надо, и имеют на то разрешение. У гражданской санавиации такого нет.

— Сколько сегодня человек трудится в медицинской службе Центроспаса?

И. Я.: Нас совсем немного. Порядка 35 медицинских работников и 12 инженеров. Но главное не количество специалистов, а результат: за десять лет мы совершили более тысячи полетов для эвакуации пострадавших.

Полоса 15
МЧС дарит музыку
Читать Свернуть

Акция под таким названием, приуроченная к Дню спасателя, стартовала 12 декабря.

Духовые и вокально-инструментальные коллективы спасательного ведомства выступят в ближайшие две недели в 30 российских городах. Концертными площадками станут крупные торговые центры, дома культуры, аэропорты. Показательный оркестр МЧС России под управлением начальника оркестровой службы — главного дирижера заслуженного артиста Российской Федерации Владислава Рыбенко и руководителя оркестра Антона Кожеватова даст концерты на двух станциях Московского метрополитена и в Центральном детском магазине на Лубянке. Зрители смогут услышать классические и современные произведения, популярные композиции.

Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Август »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31