Архив

2019 - №2

24 января 2019
Полоса 3
Требуется серьезная работа
Читать Свернуть

Взрыв бытового газа в многоквартирном жилом доме в городе Шахты Ростовской области случился, когда только-только завершились аварийно-спасательные работы в Магнитогорске. Два похожих случая за короткий период и оба с жертвами — это уже пугающая тенденция. Да, спасатели свое дело делают добросовестно, за что получают благодарности и награды, но проблема требует кардинального решения. Весь мир смотрит на то, как в стране, богатой газом, от этого самого природного богатства превращаются в руины целые секции многоэтажек.

Настоящая катастрофа

Владимир Путин провел 16 января первое совещание с членами кабинета. Прежде всего, президент потребовал в кратчайшие сроки решить проблемы тех, кто пострадал от взрывов бытового газа в Шахтах и Магнитогорске.

— В Магнитогорске 39 погибших, из них шесть детей. Это действительно катастрофа настоящая, — отметил глава государства.

Министр РФ по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев доложил:

— В настоящее время продолжает работу Правительственная комиссия по оказанию всесторонней адресной помощи. Правительству Челябинской области из Резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены средства в размере 65 млн рублей, из которых 46 млн рублей выплачено, в том числе 28 млн рублей членам семей 28 погибших граждан в размере по одному миллиону рублей на каждого погибшего в равных долях каждому члену семьи.

Предстоит разбор полетов

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в связи со взрывом бытового газа в городе Шахты поручил провести разбор полетов и проанализировать нормативные документы в сфере газоснабжения на соответствие современным реалиям.

— С учетом того что это второе подобное тяжелое происшествие за последнее время, нужно проанализировать и общую ситуацию, и нормативные документы по газоснабжению, включая документы в сфере надзора, — сказал он на совещании с вице-премьерами. По словам Дмитрия Медведева, «нужно посмотреть на обязанности тех, кто отвечает за соответствующие услуги, обязанности управляющих компаний в этой сфере, потому что они отвечают только за тот объем газа, за те услуги, которые осуществляются до поставки в дом, а дальше их обязанности прекращаются».

Дмитрий Медведев поручил заняться этим вопросом вице-премьеру Виталию Мутко вместе с Минстроем, МЧС и рядом других надзорных ведомств. В МЧС России уже отреагировали на поручение премьер-министра. Первый заместитель министра Александр Чуприян подписал распоряжение об изучении обстоятельств и ликвидации ЧС в Магнитогорске и Шахтах.

— Должен быть системный подход к подобным явлениям, в том числе в плане управленческих решений, — заявил Александр Чуприян.

Спешить в этом деле не надо

Ранее, комментируя возможные действия Минстроя в связи со взрывом бытового газа в Магнитогорске, глава ведомства Владимир Якушев отмечал, что Минстрой России намерен принимать взвешенные изменения в нормативные документы в сфере жилищного строительства и газификации домов после оценки причин трагедии.

— Не надо скоропалительных решений. Во-первых, работают правоохранительные органы, которые дадут четкую оценку. После этого мы спокойно должны дать профессиональную оценку, что же произошло. И после этого принимать какие-то решения о принятии тех или иных нормативных документов, — сказал Владимир Якушев, отвечая на вопрос о возможности полного запрета газификации многоквартирных домов.

Почему взрывается газ?

По словам экспертов, чаще всего это происходит из-за нарушения правил эксплуатации газового оборудования или из-за недолжного ухода за ним. Александр Старостин, исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр», бывший спасатель МЧС, в интервью «Бизнес ФМ» прокомментировал:

— Для объемного взрыва нужна концентрация от 5 до 15% в воздухе самого газа. Скажем, при попытках неквалифицированного подключения к газовым сетям либо при попытках использования этих сетей не по назначению, как правило, и происходят такие техногенные аварии. Известны случаи, когда люди пытались газ, который подается в сеть для бытового использования, набирать в баллоны под большим давлением для использования в других целях.

Но почему от взрыва газа в одной квартире рушатся целые подъезды? Важно, из чего построено здание. Наиболее уязвимы в этом плане панельные строения — они складываются как карточный домик. Кирпич также легко разрушается взрывом. Наиболее устойчивы к такому воздействию монолитные и каркасные дома, утверждает эксперт по взрывоопасности и взрывоустойчивости зданий, профессор Московского государственного строительного университета доктор технических наук Александр Комаров.

В социальных сетях пользователи активно обсуждают тему газовой безопасности. Специалисты берутся утверждать, что люди в очередной раз погибли из-за безразличия управляющей компании. «Газовое хозяйство — это особо опасное производство, — пишет один из авторов. — Значит, необходима тщательная защита. Есть решение простейшее и недорогое, в частных домах стоит. Достаточно в верхней части вытяжной шахты поставить вентилятор, отобрать от него в рукав воздух и подать на датчик загазованности, который по превышении нормы отсечет газ на всем подъезде и зазвенит сирена. Минимальные затраты. И хорошо, если государство послабление сделает тем, кто такие датчики еще и на кухнях поставит. И людей спасем, и управляющую компанию уважать будем».

Кто стучится в дверь ко мне?

Общественная палата России в свою очередь предложила создать газовый патруль для контроля над газовым оборудованием в домах. Об этом заявил первый зампред комиссии ОП РФ по развитию инфраструктуры и ЖКХ Артем Кирьянов.

— Две трагедии — не исключение из правил, а явление системное. На площадке Общественной палаты мы провели целый ряд мероприятий, посвященных этой проблеме. У нас есть предложение: необходимо создавать газовый патруль как некую форму общественного контроля над тем, что происходит с профилактикой и проверкой газового оборудования, — сказал Кирьянов.

По его словам, главной задачей инициативы является возможность создавать мобильные группы, которые смогут работать с управляющими организациями в сфере ЖКХ.

— Такая инициатива принята для того, чтобы жильцы пускали представителей газовых служб в квартиру, поскольку это большая проблема. Около 50–70% процентов собственников и арендаторов отказываются пускать людей в квартиру, — подчеркнул Кирьянов.

Жильцов можно понять. Не секрет, что под видом газовщиков по квартирам в последнее время ходит много представителей коммерческих структур, предлагающих за немаленькие деньги установку газоизвещателей и прочего защитного оборудования. Среди этих визитеров немало мошенников, в частности, выдающих себя за сотрудников МЧС. В ряде регионов главки МЧС вынуждены были даже выпустить специальные обращения к гражданам с просьбой быть бдительными и не пускать в дом сомнительных визитеров. И эту проблему тоже нужно как-то решать. И чем быстрее, тем лучше. В нынешней ситуации каждая из квартир, подключенная к газовой сети, представляет собой мину замедленного действия.

 

Виталий Романов

Полоса 6
Территория пограничья
Читать Свернуть

Республика Алтай — особенный регион. Территория — 92 тысячи квадратных километров, но инфраструктура развита весьма слабо. Мало дорог, электросетей, а до некоторых населенных пунктов можно добраться лишь в определенные сезоны. Велики риски таких природных ЧС, как землетрясения, лесные пожары и паводки. И при этом в республике идет активное развитие туризма. О том, как выстраивается в регионе работа по обеспечению безопасности людей и территорий, «Спасателю» рассказал начальник Главного управления МЧС России по Республике Алтай Андрей Бурлаков.

Взаимовыручка

— Андрей Петрович, как сегодня выглядит спасательная структура региона?

— У нас один город, десять муниципальных районов, 92 сельские администрации. Северная часть региона и Горно-Алтайск прикрываются силами федеральной пожарной охраны. Также есть семь пожарных частей и двадцать отдельных пожарных постов, которые содержатся за счет субъекта. Плюс к тому в Горно-Алтайске дислоцируются Алтайский ПСО — филиал Сибирского ПСО и республиканский спасотряд. Так что сил и средств достаточно, есть возможность подстраховать друг друга. Кроме того, для поисково-спасательных работ часто привлекаются и пожарные. Во-первых, нередко они находятся ближе всего к месту происшествия, во-вторых, хорошо знают местность. Понятно, что в горы мы пожарных не пошлем. А вот когда люди теряются в тайге либо получают травмы на туристских тропах, пожарные часто выручают.

Оба ваших спасотряда базируются в Горно-Алтайске. Не думали перенести базу одного из них в географический центр республики?

— Проблема в том, что там нет никакой базы и инфраструктуры. Но в 2018 году министром принято решение о создании в населенном пункте Онгудай (это как раз центр республики) нового подразделения ФПС численностью 67 человек. Должности там, конечно, будут пожарные, но предполагается комплектация в том числе снаряжением и экипировкой для работ в горно-таежной местности. И второй момент: если реагирование идет с привлечением вертолета, то ему все равно, где группу подбирать — в Горно-Алтайске или Онгудае. Разница во времени несущественна.

Туристов много не бывает

— Туристы много хлопот доставляют?

— На 218 тысяч местного населения мы имеем более двух миллионов туристов в год. Много людей приезжает на праздники и выходные. В 2018 году спасателями проведено более 60 различных поисково-спасательных работ, порядка 25 из них — по туристам.

— Получается, что большую часть работы подкидывают все-таки местные?

— Так однозначно сказать нельзя. Во-первых, количество происшествий с туристами каждый год растет. Во-вторых, они происходят, как правило, в труднодоступных местах, куда добраться без авиации очень сложно. В 2018 году мы ее использовали десять раз.

— Это авиация Красноярского АСЦ?

— Обычно да. Но еще есть авиация субъекта, авиалесоохраны, которые всегда готовы нам помочь. Раньше мы обращались к ним чаще, но сейчас изменились правила и не на всякую операцию можно использовать целевой финансовый резерв министерства. Поэтому в основном летали на наших бортах. Плюс в том, что мы можем запросить конкретную модель. Нас особенно интересует Ми-8МТВ, который способен работать в горах и подсаживаться на высотах свыше 3000 м. Он базируется в Красноярске, оттуда лететь дольше, но обычную восьмерку, которая стоит в Абакане, далеко не везде можно использовать в наших условиях.

Также большую помощь нам оказывают республиканский Центр медицины катастроф и пограничное управление ФСБ, с которым у нас теплые, дружеские отношения. Да, у них свои задачи, но когда на дежурстве есть борт, они нам никогда не отказывают и забрасывают наших спасателей куда надо.

Случаи бывают всякие

— Какие операции вам запомнились в 2018 году?

— Особо сложных спасательных работ не отмечено, но были с казусами. Так, впервые реагировали на срабатывание сигнала SOS с GPS-трекера туристов. Вызов пришел через службу «911» США и далее в НЦУКС, нам его передавали в виде координат. Причем таких случаев было два. Оба раза это были места, куда быстро можно попасть только вертолетом. Сначала вызов поступил от двух швейцарских водников. Отец и сын, знаменитые каякеры, путешествовали в сопровождении местного жителя. Их пришлось достаточно долго искать, а когда нашли, выяснилось, что произошло ложное срабатывание передатчика.

А вот во втором случае все было серьезно. Туристы с Украины попали под камнепад в районе Национального парка «Сайлюгемский». Они передали сигнал бедствия через GPS-трекер, к тому же группа была зарегистрирована, что здорово облегчило работу по ее поиску. Мы знали, где проходит их маршрут, и примерно представляли, где люди могли получить травмы. Без особых проблем нашли их с вертолета.

Еще был курьезный случай. Альпинисты из Кемерова при восхождении на гору Белуха попали под шквальный ветер и снегопад и потеряли все свое снаряжение, включая палатки и спальники. Оказались на леднике без всего. Самостоятельно выбраться они были не в состоянии. Погода помешала нам вывезти их в день происшествия, но на следующий день мы это сделали.

— В какие неприятности попадают местные жители?

— Чаще всего это происшествия на воде. Причины — купание в нетрезвом виде или оставление детей без присмотра. На крещенские купания отдыхающий на турбазе решил искупаться в Катуни в полынье. Прыгнул в воду, а назад не вынырнул. В Улаганском районе трое местных по большой воде пытались на лошадях переправиться через реку Шавла, и закончилось это трагически.

Работа с соседями

— Республика Алтай граничит с тремя государствами — Китаем, Монголией и Казахстаном. Как это сказывается на работе МЧС?

— Граница с Китаем проходит в крайне труднодоступной местности, это район «Природного парка «Зона покоя Укок» – особо охраняемая территория, являющаяся объектом Всемирного Природного наследия «Юнеско», там никаких ЧС не происходит, разве только случайный турист забредет.

Что касается Казахстана, то есть вероятность перехода природных пожаров. Поэтому мы взаимодействуем с Восточно-Казахстанской областью. Примечательно, что гора Белуха находится на самой границе с Казахстаном и восхождение на нее неизбежно приводит к пересечению пограничной зоны. В этом месте мы проводим совместные рейды с пограничниками и объясняем туристам, как избежать неприятностей.

С Монголией другая особенность — существует большая вероятность возникновения опасных заболеваний животных. Наш Кош-Агачский район является природным очагом чумы, между странами мигрируют грызуны, скот тоже может переходить границу, поэтому всегда есть вероятность ухудшения эпизоотической обстановки. Но здесь четко работают территориальная подсистема РСЧС, ветеринарная служба, органы санэпиднадзора.

В будущее — с оптимизмом

— Чем запомнился 2018 год в организационном плане?

— Думаю, главное, что нам удалось сделать, — это улучшить условия работы Турочакского инспекторского участка ГИМС, расположенного на озере Телецком — одном из самых больших водоемов региона. Там эксплуатируется много маломерных судов, как следствие, нередки нарушения и происшествия. Базы у нас там не было. В прошлом году выделили вагончики для проживания, мы их установили. Таким образом, сезон навигации инспекторы ГИМС провели уже в более или менее нормальных условиях. В дальнейшем рассчитываем в рамках проекта по развитию Телецкого озера построить для Центра ГИМС два пирса и капитальное здание. Вокруг возводятся шикарные турбазы, и вагончики на их фоне будут смотреться неуместно и несолидно.

— С финансированием как обстоят дела?

— В 2018 году оно было хорошим. Благодаря той политике, которая сейчас реализуется министерством, мы, наконец, закрыли ряд проблемных вопросов. Так, полностью ликвидирована задолженность по коммунальным услугам. Раньше нам даже приходилось вводить жесткий режим экономии энергоресурсов, что работе на пользу, разумеется, не шло. Также полностью проведен медосмотр личного состава пожарных частей. Раньше мы об этом только мечтали. Также, получили 2 единицы пожарной техники и пожарно-техническое вооружение.

 

Дмитрий Рассказов

Полоса 7
Медали за просто так не дают
Читать Свернуть

Сотрудник Специального управления ФПС № 22 МЧС России Алексей Белов награжден медалью «За спасение погибавших».

Те дежурные сутки в октябре 2017 года Алексей и его караул помнят, как будто это было вчера. Ночью в первом часу их подняли по тревоге — возник пожар на восьмом этаже жилого дома.

— Прибыв к месту вызова, мы увидели, что из окон на восьмом этаже идет сильный дым, видно открытое горение. А из соседних квартир люди, задыхающиеся от едкого дыма, просят о помощи, — вспоминает наш собеседник.

Звено газодымозащитной службы во главе с Беловым отправилось на разведку. На лестничной клетке был найден хозяин горевшей квартиры. Мужчину с помощью спасательного устройства благополучно вывели на свежий воздух. В одной из квартир девятого этажа Алексей обнаружил семью из четырех человек, двое из которых были малолетние дети. «Спасите моих ребятишек!» — с этими словами обратилась к нему женщина. Алексей надел на голову одному из детей маску спасательного устройства дыхательного аппарата, подключил ее к своему баллону с воздухом и дал команду звену надеть маски на других членов семьи и вывести их на улицу. Так вся семья была спасена.

Алексей Белов начал службу в 2002 году в должности пожарного. Руководство сразу заметило в новом сотруднике такие качества, как дисциплинированность и ответственность. В 2004-м Алексея направляют в Воронежское пожарно-техническое училище МЧС России. В настоящее время он старший инженер — руководитель дежурной смены специальной пожарно-спасательной части № 1, которая стоит на страже пожарной безопасности ЗАТО Заречный Пензенской области.

В подчинении капитана внутренней службы Алексея Белова находится пожарный караул. За последние 10 лет службы в составе дежурной смены он неоднократно принимал участие в тушении пожаров различной степени сложности и спасении людей. С 2009 года благодаря их слаженным действиям было спасено 22 человека.

 

Светлана Стульникова

Фото Андрея Минченко

СУ ФПС № 22 МЧС России

Полоса 8
Год добровольца прошел успешно
Читать Свернуть

Закончился 2018-й, объявленный указом президента Годом добровольца. О его итогах и планах развития волонтерского движения «Спасателю» рассказал заместитель директора Департамента готовности сил и специальной пожарной охраны — начальник отдела развития добровольной пожарно-спасательной службы Евгений Аюпов.

Армия волонтеров огромна

— Сколько волонтеров сейчас работает в России?

— На учете в подразделениях МЧС России находится почти миллион граждан, осуществляющих добровольческую деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

В практических мероприятиях, связанных с ликвидацией ЧС и их последствий, тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ участвуют более 11 тысяч общественных объединений, общая численность добровольцев в которых превышает 220 тысяч человек. Более 160 тысяч состоят в общественных объединениях пожарной охраны. В общественных аварийно-спасательных формированиях насчитывается свыше 65 тысяч человек, из которых около 5,5 тысячи аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ. И они внесли заметный вклад в дело обеспечения безопасности населения и территорий России. В прошлом году добровольцы более 32 тысяч раз участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) участвовали в оказании адресной помощи и поддержке населения, пострадавшего в результате стихийных бедствий и катастроф. В прошлом году было проведено 867 таких мероприятий, помощь получили более 835 тысяч человек.

Кроме этого, добровольцы активно привлекались к тушению природных пожаров. Свыше 30 тысяч человек, оснащенных более чем 35 тысячами единиц техники, вошли в состав патрульно-маневренных групп, занимавшихся профилактикой лесных и природных пожаров. Они участвовали примерно в 400 тысячах межведомственных рейдов и 20 тысячах оперативных выездов при сообщении о горении сухой травы. С начала пожароопасного периода 2018 года добровольные пожарные потушили около семи тысяч лесных и природных пожаров на площади свыше 800 тысяч га.

Волонтеры живут по закону

— Для успешной работы нужна прочная законодательная основа. Как идет ее создание?

— В субъектах РФ активно формируется соответствующая нормативная правовая база. При органах исполнительной власти регионов созданы координационные и совещательные структуры в сфере добровольчества, в состав которых вошли представители ВДПО, РОССОЮЗСПАСа и других социально ориентированных некоммерческих организаций.

Во всех субъектах страны приняты нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность добровольной пожарной охраны, а также устанавливающие формы и методы поддержки общественных объединений и добровольцев.

— Что служит источником средств для работы добровольцев?

— Финансирование мероприятий, направленных на развитие и поддержку добровольческой деятельности, осуществляется разными методами. В ряде регионов (Хакасия, Республика Алтай, Красноярский край, Челябинская область и др.) органы исполнительной власти субъектов выдают субсидии органам местного самоуправления. В других регионах (Саратовская область, Якутия, Татарстан, Новосибирская область и др.) данные мероприятия включаются в целевые программы субъектов Российской Федерации, а в некоторых (Владимирская, Омская области и др.) — в целевые программы органов местного самоуправления.

В Татарстане для содержания подразделений добровольной пожарной охраны активно привлекаются внебюджетные источники финансирования. За их счет закупалось пожарное обмундирование и вооружение, были построены или реконструированы здания для размещения техники и добровольцев.

СОНКО активно участвуют в конкурсах на предоставление субсидий и возмещение расходов, связанных с реализацией уставных целей. Такие мероприятия проходят на различных уровнях органов исполнительной власти и местного самоуправления.

— Можете привести пример?

— В конкурсе президентских грантов в 2018 году одним из победителей стала добровольная пожарная команда Омской области. Они используют полученные средства для реализации проекта «Добровольцы на страже пожарной безопасности». Его суть — оснащение мобильными пожарными постами добровольных пожарных команд, приобретение пожарно-технического вооружения и снаряжения.

— Кто может принять участие в подобных конкурсах? Где увидеть их итоги?

— На федеральном уровне конкурсный отбор проводится в МЧС России с 2015 года. За три года было более 200 участников, СОНКО предоставлены 32 субсидии общим объемом финансовых средств 280 млн рублей. Информация о ходе конкурса и его результатах открыта и размещается на официальном сайте МЧС России.

Для повышения эффективности этой работы подготовлено постановление Правительства РФ от 17 октября 2018 года № 1237, которым обновлены правила предоставления федеральных субсидий СОНКО, осуществляющим деятельность в области защиты от ЧС.

Аналогичные процедуры проводятся на основе нормативных правовых актов, принятых в субъектах страны. Победа в конкурсе позволяет общественным организациям приобрести средства спасения, в том числе технику, оборудование, снаряжение и экипировку для своих подразделений, проводить общественные мероприятия.

Помимо финансовых используются и другие методы поддержки СОНКО. Так, например, им передается в пользование пожарная техника, специальное оборудование и вооружение из подразделений ГПС и аварийно-спасательных формирований, высвобождаемые за счет оптимизации подразделений и постановки в боевой расчет новой техники. Они могут безвозмездно получить средства пожаротушения, приобретенные общественными организациями.

Региональное законодательство предусматривает различные формы поддержки волонтеров. В их числе компенсация части оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги; возмещение расходов, связанных с использованием средств телефонной связи; компенсация за использование личного транспорта для исполнения обязанностей добровольца; пособия по прекращению трудового договора вследствие увечья, гибели добровольного пожарного в период исполнения служебных обязанностей ему и членам семьи; ежегодные выплаты на оздоровление (Ульяновская область). В Татарстане предусмотрена денежная компенсация за время отсутствия добровольца по месту постоянной работы или службы.

В Тамбовской области добровольным пожарным предоставляется льгота для устройства детей в дошкольные детские учреждения. В Смоленской — существует возможность бесплатного или льготного посещения специальных образовательных, культурных, спортивных и волонтерских мероприятий.

Законодательством Московской и Калужской областей предусмотрено присвоение почетного звания «Заслуженный пожарный», в Брянской вручают почетный знак «Почетный добровольный пожарный Брянской области», в Кемеровской — нагрудный знак «Готов к спасению жизни», в Липецкой и Рязанской — знаки «Доброволец Липецкой области» и «Доброволец Рязанской области».

МЧС — опора добровольцев

— Как помогает добровольцам наше министерство?

— Наши специалисты занимаются профессиональной подготовкой добровольных пожарных на базе подразделений ФПС. В пожарно-спасательных подразделениях ГПС проводятся стажировки добровольцев, занятия с мотористами пожарных мотопомп. Добровольные пожарные имеют возможность участвовать в работе дежурных смен ПСЧ, чтобы набраться опыта. Представители волонтерского движения обучаются методике участия в мероприятиях по поиску без вести пропавших людей.

Реализуются обучающие программы по профилактике пожаров, умению оказать первую помощь при ЧС, приобретению первоначальных профессиональных знаний и навыков; проводятся учебно-тренировочные сборы добровольных пожарных и спасателей общественных организаций, массовые тренировки. Добровольцы привлекаются к учениям и занятиям в пожарно-спасательных гарнизонах.

Большое внимание обучению и стажировке добровольцев-спасателей уделяется поисково-спасательными формированиями МЧС России. Например, Казанским поисково-спасательным отрядом — филиалом Приволжского РПСО МЧС России совместно с добровольными формированиями в течение года проводились учения по ведению аварийно-спасательных работ в техногенных условиях, выживанию в природной среде, сертификационные испытания кинологических расчетов добровольцев по правилам Международной организации спасательных собак.

 

Александр Зеленков

Продолжение темы в следующем номере

Полоса 11
Второй день рождения Полины
Читать Свернуть

Спасатели рассказали о том, как извлекали людей из-под обломков дома в городе Шахты.

Одними из первых оказались на месте ЧП и приступили к поиску и спасению людей огнеборцы 31-й пожарно-спасательной части Владимир Шилин и Андрей Пугачев. Невзирая на опасность, они вручную разгребали завалы, чтобы добраться до пострадавших.

 — Мы привыкли тушить пожары, а здесь — ЧС, обрушение. Был пар, очень много дыма, — вспоминает первые минуты Владимир Шилин. — Мы спустились по наклонным плитам и обнаружили лаз, через который попали в комнату, где находились люди. Рядом услышали стук — так раненый мужчина пытался привлечь к себе внимание, он бил камнем по гипсокартону. Начали его откапывать, как вдруг рядом заплакал ребенок.

Маленькую девочку помог вытащить ее отец. У мужчины была повреждена левая рука, правой он подал ребенка спасателям.

— Когда девчушку достали из-под обломков, она сразу успокоилась, обняла меня и прошептала «дядя», — рассказывает начальник поисково-спасательной группы города Шахты Алексей Белогубец. Завернув ребенка в одеяло, спасатели вынесли малышку в безопасное место и передали медикам. Мама девочки, к сожалению, погибла.

Сейчас полуторагодовалая Полина находится в детской областной больнице Ростова. Ее жизни ничего не угрожает.

Пресс-служба ГУ МЧС России по Ростовской области

 

Полоса 14
Зарево ярче солнца
Читать Свернуть

Характерный воздушный гриб, могучая ударная волна, сметающая целые кварталы и тысячами убивающая и калечащая их обитателей... Нет, это не описание последствий ядерного взрыва, а рассказ очевидцев о морской катастрофе, которая более века назад приключилась у берегов Канады.

Навигационная авария

Утро 6 декабря 1917 года для жителей Галифакса, казалось, не предвещало никаких неожиданностей. Уже в те времена, будучи начальным пунктом канадской межконтинентальной железной дороги, этот город считался морскими воротами страны, через которые ежедневно проходили десятки судов. А после начала Первой мировой войны он стал и важнейшей базой британского флота на западном побережье Атлантического океана. Именно в Галифаксе формировались конвои, доставлявшие оружие и снаряжение из США и Канады в Великобританию и Францию.

В 8.10 утра норвежский пароход «Имо» отчалил от пристани Галифакса. Стремясь наверстать потерянное накануне время, капитан Хакаан Фром существенно превысил допустимую скорость, совершенно не учитывая того, что из-за пустых трюмов у корабля была минимальная осадка и он плохо слушался руля. Вскоре норвежские моряки увидели корабль, осторожно двигавшийся по фарватеру, ведущему вглубь гавани. Это был французский «Монблан».

Загрузившись в Нью-Йорке, он спешил в Галифакс, чтобы присоединиться к конвою, направлявшемуся в Европу. Вообще, по установленным стандартам безопасности, этот корабль не имел права входить в порт, так как был буквально набит взрывчатыми и огнеопасными грузами. На его борту находились 2300 т пикриновой кислоты, 200 т тринитротолуола, 35 т бензола, 10 т порохового хлопка. Но британские власти, вероятно, сочли, что в военное время правилами безопасности можно и пренебречь. Очень скоро им пришлось в этом раскаяться.

Вот как описывает произошедшее известный американский капитан Феликс Ризенберг: «Во время официального расследования капитан «Монблана» заявил, что его судно находилось с правой стороны фарватера, примерно в 120 футах от берега Дартмута, что он видел правый борт «Имо» примерно в двух румбах с левой стороны скулы на расстоянии полмили и что «Имо» пересекал его курс, направляясь в сторону Дартмута. «Монблан» дал один короткий гудок, показывая, что изменяет свой курс вправо, и уменьшил ход. «Имо» ответил двумя короткими гудками, перебивая его, в нарушение всех правил...

«Монблан» стал поворачивать вправо, а «Имо» влево. Суда быстро сближались. Капитан «Монблана» остановил машину. Когда расстояние между судами составило 150 футов, «Монблан» дал два гудка. Расстояние между судами уже составляло 50 футов, оба сближались правыми бортами. «Имо» дал три коротких гудка и задний ход. То же самое сделал и «Монблан». Его руль был положен на правый борт, чтобы отвести нос от другого судна. Но было поздно: суда столкнулись».

Корабль в огне

На первый взгляд, ничего ужасного не произошло: форштевень норвежского парохода пробил борт «Монблана», но так как пробоина была выше ватерлинии, она не грозила затоплением. Опасность подкралась с другой стороны — от резкого толчка опрокинулось и разлилось несколько бочек с бензолом, стоявших на носовой палубе. Просочившись сквозь нее, огнеопасная жидкость стекла в трюм, на коробки с пикриновой кислотой. Выдергивание форштевня из пробоины сопровождалось целым снопом искр, которые немедленно привели к воспламенению бензола. Над пароходом поднялся стометровый столб черного дыма.

Понимая, что подобный пожар уже невозможно погасить, капитан «Монблана» Ле Медэк приказал команде немедленно сесть в шлюпки. Тем временем обреченный корабль течением вынесло на деревянный пирс, который немедленно загорелся.

Впрочем, со стороны ситуация не казалась сколь-нибудь опасной, и набережные были буквально облеплены зеваками, собравшимися поглазеть на живописное зрелище.

О надвигающейся трагедии на берегу догадывались только три человека — командующий базой контр-адмирал Чендерс, начальник штаба капитан Вайят и старший офицер связи капитан-лейтенант Мюррей. Последний находился в это время на буксире «Хилфорт». Увидев горящий «Монблан», он немедленно причалил к ближайшему пирсу и побежал в диспетчерскую, остановив по пути какого-то матроса и приказав ему оповестить всех о надвигающейся опасности.

«Бегите, бегите все! Бегите прочь! Начальник сказал, что это дьявольское судно загружено взрывчаткой, и оно сейчас взорвется!» – кричал матрос.

 

Врез

Запись в бортовом журнале английского лайнера «Акадия», находившегося в момент взрыва в 15 милях от Галифакса: «Сегодня утром, 6 декабря 1917 года, в 9 часов 6 минут, на горизонте в стороне залива я увидел зарево, которое казалось ярче солнца. Через несколько секунд над Галифаксом взметнулся гигантский столб дыма, увенчанный яркими языками пламени. Эти языки сразу же исчезли в серо-черных клубах дыма и через несколько мгновений снова появились в небе в виде многочисленных вспышек. Над городом медленно вздымался черный гриб дыма. Потом до нас донесся звук двух последовавших один за другим глухих раскатов взрыва. По определению секстаном высота этого черного гриба составила более двух миль. Он висел над городом неподвижно в течение 15 минут».

 

Погребальный звон

От взрыва мощностью в одну седьмую атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, на какое-то время даже обнажилось дно гавани. О его силе можно судить по тому, что части корабельных конструкций «Монблана» были найдены в 12 милях от берега. Впрочем, на очевидцев гораздо более сильное впечатление произвело другое явление — взрывная волна раскачала колокола, и в радиусе 60 миль на всех церковных колокольнях сам собой раздался жалобный, траурный перезвон.

Особенно пострадал северный район Галифакса Ричмонд. Там рухнуло здание сиротского приюта, заживо похоронив всех его обитателей. В трех разрушенных школах из 500 учеников уцелели только 11. В литейном цехе расположенного рядом с пирсом завода из 75 человек спаслись, пусть и получив тяжелые ранения, всего шестеро.

Серьезные повреждения получили и корабли, стоявшие в гавани. Особенно пострадал крейсер «Хайфлаер», на котором погибли 20 и получили ранения 100 моряков.

Из-за коротких замыканий в электросети и жара от разрушенных печей одновременно вспыхнули сотни пожаров. Лишь благодаря героизму железнодорожного диспетчера Патрика Коулмана удалось предотвратить еще и железнодорожную катастрофу. Узнав от убегавших моряков о грузе «Монблана», он начал рассылать телеграфные сообщения, чтобы предупредить прибывающий из Сент-Джонса пассажирский поезд. В его послании говорилось: «Остановите поезд. Корабль с боеприпасами в гавани направляется к пирсу № 6 и взорвется. Полагаю, это мое последнее сообщение. Прощайте, парни». Он погиб при взрыве, но ценой собственной жизни спас более 300 пассажиров.

Спасательная операция

Первыми к проведению спасработ приступили пожарные. Еще до того как прогремел взрыв, они выехали к горящему пирсу, чтобы остановить распространение пламени. В числе погибших был и экипаж первого в Канаде пожарного автомобиля «Патриция». Всего в тот день при исполнении служебных обязанностей погибли девять пожарных. Уцелевшие огнеборцы немедленно принялись за ликвидацию последствий катастрофы.

Вскоре к ним присоединились моряки, а также солдаты местного гарнизона. Спустя три часа после взрыва генерал-губернатором Канады была создана специальная комиссия по оказанию помощи Галифаксу. Со всех концов страны, а также из США туда направлялись поезда с гуманитарной помощью и специалистами, в первую очередь — медиками.

Работу спасателей крайне осложнила непогода — 7 декабря ударили морозы, и начался снежный буран, отрезавший разрушенный город от внешнего мира, а через сутки со стороны океана налетел сильнейший шторм. Поэтому многие пострадавшие погибли под завалами от переохлаждения.

Всего в результате катастрофы погибли 1950 человек, еще около 9 тысяч получили ранения. 1630 домов были разрушены, 12 тысяч повреждены. Благодаря усилиям канадского и британского правительств восстановление было проведено в чрезвычайно быстром темпе. Уже 9 декабря возобновил работу железнодорожный вокзал, а спустя две недели заработал и морской порт. В течение двух лет город был восстановлен с применением всех новейших на тот момент технологий. Любопытно, что если до взрыва наиболее пострадавшая северная часть города была неблагополучным районом, в котором проживал в основном простой люд, то после реконструкции она стала фешенебельной и крайне престижной частью Галифакса.

В память об этом страшном событии в городе построено несколько монументов, один из которых, посвященный погибшим при взрыве огнеборцам, установлен в пожарной части Галифакса.

 

Владимир Другак,

по материалам книги Льва Скрягина «Как пароход погубил город»

Фото из Национального архива Канады

Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Январь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031