100-миллиметровую зенитную пушку КС-19 создали после войны, но она до сих пор стоит на вооружении метеорологов на Транскавказской магистрали. С ее помощью стреляют по склонам и спускают лавины. Делают это бойцы специального отряда, которых еще называют охотниками за лавинами.
На передовой
Когда снега выпало столько, что хоть вагонами отгружай, когда по дороге не пройти и не проехать, когда лавины идут одна за одной, тогда за дело берутся профессионалы — бойцы Рокского противолавинного отряда. Они находятся на самой передовой зимнего фронта. «Неприятель» притаился на склонах Алагирского ущелья — туда, по критическим скоплениям снега, и бьют прямой наводкой.
О преданности профессии
Руслан Хохоев — инженер группы артиллерии североосетинского отделения Росгидромета. Таких специалистов нужно еще поискать. О пушках КС-19 и боеприпасах к ним знает не хуже любого артиллериста. Говорит, что более эффективного оружия для принудительного спуска лавин нет:
— Это заслуженные пушки. Они отработали свой срок. Мы их ремонтируем, доводим до ума, но через несколько лет снарядов к ним у нас уже не будет. Нужно искать выход.
Всего на трассе установлено двенадцать зенитных орудий. Бывало, что за весь сезон из пушек стреляли немного — раз двадцать, а бывало, и снарядов не напасешься.
Командир Рокского противолавинного отряда военизированной службы Росгидромета Аслан Дзугаев в своих подопечных уверен: семь человек — основа безопасности на Транскавказской автомагистрали:
— Сотрудники артиллерийской группы уже по много лет работают. Понимают друг друга с полуслова. Это четко отлаженная команда. У них ничего не происходит просто так. Люди этой профессии просто преданы. Хоть каждый день по несколько раз можно с ними ходить в разведку.
В гармонии с природой
Горное селение Нар. Суровая красота Транскама. Здесь, на берегу реки Льядон, находится одноименная метеостанция, она же нижняя база противолавинного отряда. Здесь удалось пообщаться с сотрудниками.
Водитель Борис Цгоев в Рокском противолавинном отряде работает шесть лет. Пришел работать за компанию с друзьями, да так и остался. К тому же он еще и охотник, поэтому горы и природа его манили всегда:
— Лису мы здесь почти приручили. Она по вечерам прибегает и ждет угощения. Яблоки любит. Вот так и живем — с природой в гармонии.
Инженер Александр Воликов — один из ветеранов отряда. Вспоминает, что на Транскаме бывало всякое. За зиму от лавин погибало по несколько десятков человек.
Через метровые сугробы можно попасть к метеоплощадке. Здесь каждые три часа Юлия Кремнева снимает показатели температуры с нескольких термометров. Данные пересылаются в Нальчик и Владикавказ, оттуда — в Ростов и Москву. Затем по ним рисуют метеокарты и прогнозируют погоду.
Географ по образованию, Юлия пришла работать на метеостанцию по совету подруги. Вот уже десять лет трудится здесь вахтовым методом: две недели в горах, две недели дома. В суровом мужском коллективе женщине приходится непросто. Но все проблемы решаются. А по-другому в горах и нельзя.
Их стихия
Дорога здесь, словно минное поле: сегодня она расчищена, а еще несколько дней назад — перекрывалась. Передвигаться было опасно для жизни. За неделю сошло 43 лавины.
— Бывало так, что мы ехали на мониторинг по чистой дороге, а когда возвращались домой, уже проезда не было, потому что сошла лавина и перегородила трассу. Пришлось звонить дорожникам, чтобы пробили путь, и мы могли проехать, — рассказал инженер Рокского противолавинного отряда Таймураз Дзапаров.
После небольшого перерыва бойцы вновь уходят на дорогу. Там их стихия: снег, лавины. Ближайшие два месяца вряд ли будут спокойными.
Станислав Кантемиров