Операция по поиску рухнувшего самолета под Хабаровском

14 Октября 2021

Как удалось обнаружить его обломки и что предприняли в условиях, когда к ним невозможно было добраться ни наземным, ни воздушным транспортом

Тревожный сигнал поступил в оперативную дежурную смену ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю вечером 22 сентября. С радаров в 38 км от Хабаровска пропал многоцелевой транспортный самолет Ан-26.

По тревоге сразу же были подняты силы и средства Росавиации и подразделения спасательного ведомства. В предполагаемый район происшествия — окрестности горного хребта Большой Хехцир — направились воздушные суда, в том числе вертолет Ми-8 Хабаровского АСЦ МЧС России. Однако темное время суток, сильный порывистый ветер и низкая облачность осложняли поисковые работы. Кроме того, Большехехцирский заповедник расположен в горной местности, и каждая возвышенность в таких метеоусловиях несла угрозу для самих спасателей.

Поэтому через несколько часов работа авиации была приостановлена. Воздушную разведку было решено возобновить с рассветом.

На земле же поисковые работы набирали обороты. К предполагаемому месту падения самолета уже стягивалась наземная группировка.

В поселок Корфовский Хабаровского района, самый близкий к предполагаемому месту трагедии населенный пункт, прибыли пожарные спецчасти, военнослужащие Амурского СЦ МЧС России, а также краевые спасатели.

К тому моменту уже были известны предварительные координаты того места, где самолет в последний раз вышел на связь. Зона поисков была разделена на квадраты, и спасатели с разных направлений зашли в тайгу Большехехцирского заповедника.

Всю ночь пешком и на квадроциклах они осматривали лес. Одна из групп дошла до предполагаемой точки падения воздушного судна, но там ничего не обнаружили. Ночные поисковые мероприятия оказались безрезультатными.

Время шло. С первыми лучами солнца 23 сентября в небо снова поднялись воздушные суда, осматривая местность сверху. Самолет и два вертолета друг за другом облетали высоты Хехцира. Спасатели пристально вглядывались вниз, пытаясь разглядеть хоть какие-то детали. Но и здесь природа не спешила благоволить поискам. Плотные облака затянули вершины. Было принято решение посадить вертолеты на поле недалеко от гор и ждать погоды. Ближе к полудню они вновь ушли в небо. И в 11.30 экипаж вертолета Ми-8 МЧС России со спасателями и сотрудником заповедника на борту обнаружили следы крушения Ан-26 на горе Хребтовой. Из-за порывистого ветра (до 18 м/с) и большой высоты деревьев, окружавших место трагедии, высадить десант оказалось невозможно. Полученные координаты передали наземным службам.

Стало понятно, что добраться до места падения самолета ни наземным, ни воздушным транспортом не представляется возможным. Он разбился в глубине Большехехцирского заповедника. Высота горы Хребтовой превышает 900 м. Вокруг лес, дорог нет. Поэтому сводная группировка выдвинулась в тайгу пешком и налегке. В ее состав вошли спасатели и пожарные МЧС России, специалисты следственных органов. Для охраны от диких зверей группу со провождали вооруженные сотрудники заповедника.

Участникам группы пришлось пройти больше 13 км по пересеченной местности. Первую треть маршрута они шли вверх по склону сопки крутизной 60–70 градусов. После небольших передышек

в виде спусков и движения по низинам группе еще дважды пришлось подниматься вверх. В последний раз уже в темноте, освещая себе путь фонариками. В конце пути шагомеры на мобильных телефонах показывали около 20 тысяч шагов. Остов самолета возник перед спасателями в темноте неожиданно, вместе с резким запахом масла и топлива.

Сразу стало ясно, что работы предстоит много. Детали конструкции перемешались с поваленными деревьями. Следователи попросили никого не подходить близко, чтобы не нарушить картину произошедшего. Вертолетом МЧС России к месту проведения работ с воздуха было заброшено имущество для оборудования лагеря и продукты.

Утром 24 сентября руководителем заповедника «Заповедное Приамурье» совместно с руководителем группировки МЧС России было определено место для создания вертолетной площадки размером 50х50 м. В это время следователи уже приступили к осмотру места проис шествия и проведению следственных мероприятий.

Оборудование площадки заняло около суток. Пожарные и спасатели с помощью бензопил и топоров валили деревья, распиливали их на бревна, корчевали пни, очищали территорию от мелкого подлеска. Работы продолжались не только в светлое время суток, но и посменно ночью.

К утру 25 сентября площадка была полностью готова. Поэтому к месту крушения самолета смогли вылететь специалисты Межгосударственного авиационного комитета, и начался новый этап поисков.

После проведения осмотра и фотофиксации всех особенностей обстановки на месте катастрофы спасатели смогли приступить к работам по разбору конструкций воздушного судна, чтобы следователи и криминалисты смогли добраться до нужных деталей, предметов, вещей. Они пилили деревья, расчищая пространство, гидравлическим инструментом вскрывали крупные детали самолета. Искали погибших членов экипажа для транспортировки тел в Хабаровск. Еще в течение двух дней группировка МЧС России продолжала работы на месте катастрофы.

Все это время спасатели жили в полевом лагере, наладив походный быт. Когда поисковые работы были закончены и обследование местности завершено, спасатели установили памятный знак на месте крушения самолета Ан-26. В память об экипаже на горе теперь высится деревянный крест с табличкой.

 

Анастасия Котова, пресс-служба ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

Фото Анастасии Котовой, Екатерины Потворовой



Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Ноябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930