Архив

Полоса 2
По Красной площади оркестром
Читать Свернуть

24 августа откроется Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня». Среди его участников — Показательный оркестр МЧС России.

— Мы ежегодно принимаем участие в этом крупнейшем форуме военных оркестров, — рассказал «Спасателю» руководитель оркестровой службы МЧС России Владислав Рыбенко. — В этом году мы участвуем в составе сводного оркестра в прологе и финале. Мы исполним попурри на тему вальсов, торжественную увертюру «1812 год» Чайковского и марш «Прощание славянки» Агапкина. Дирижировать будет руководитель оркестра Антон Кожеватов.

Впервые мы примем участие в параде оркестров, который пройдет на ВДНХ 25 августа. Шествие начнется в 12 часов. Мы исполним российские марши и марш-песни о пожарных и спасателях.

Владислав Рыбенко отметил высокий уровень исполнительского мастерства у всех представленных на конкурсе оркестров:

— У каждого из них своя школа. Российская считается одной из самых лучших по технике исполнения.

Напомним, что в рамках фестиваля «Спасская башня» уже проходили выступления оркестров-участников в московских парках. Показательный оркестр МЧС России радовал своей музыкой москвичей в Бабушкинском парке.

Александр Зеленков

Полоса 5
Помогать и спасать — наша профессия
Читать Свернуть

В этом году МЧС России расширяет географию стран, которым может быть оказана гуманитарная помощь. После сильного наводнения за помощью к России обратился Лаос. Будет продолжена деятельность по разминированию в Сербии, и прорабатывается взаимодействие в этом направлении с Сирией. 23 августа на юго-восток Украины отправилась 80-я колонна КамАЗов с грузами первой необходимости. О том, зачем и при каких обстоятельствах другим странам помогают наши спасатели и кто помогает нам, корреспонденту «РГ» рассказал директор Департамента международной деятельности МЧС России Александр Романов.

Формат сотрудничества

— Александр Александрович, МЧС озвучило планы продолжить гуманитарное разминирование в Сербии. В каких странах еще могут быть задействованы российские специалисты?

— Да, эту работу в Сербии мы продолжаем в соответствии с распоряжением Правительства РФ.

Кроме того, мы можем подключиться к работе по гуманитарному разминированию в Сирии по просьбе правительства этой страны. Такие планы есть. Работы будут включать подготовку специалистов и обучение населения мерам безопасности, а также очистку территории от взрывоопасных предметов по согласованию с правительством Сирии в соответствии с международными стандартами противоминной деятельности ООН. И, конечно, продолжим доставку гуманитарной помощи в Сирийскую Арабскую Республику.

Помимо этого, в планах МЧС — продолжить развитие четырех центров гуманитарного реагирования на Кубе, в Сербии, Армении и Никарагуа.

— Кому и при каких обстоятельствах МЧС России предлагает свою помощь и есть ли какая-либо избирательность в этом деле?

— Никакой избирательности нет. МЧС предлагает помощь практически всегда странам, где произошла какая-либо катастрофа или случилось крупное ЧП природного либо техногенного характера. Другое дело, что не все страны нашу помощь принимают. О причинах мне сложно судить, может, сами справляются, может, политические мотивы вмешиваются.

— Бывают случаи, когда от помощи отказываются, а вместо нее просят только деньги?

— Да, такие случаи бывали.

— Со стороны этих стран подобные схемы и требования связаны с коррупцией?

— Нет. Чрезвычайная ситуация принадлежит стране, в которой она произошла, и формат помощи согласовывает также само государство. Это международная практика.

— Вы помогаете даже тем странам, где нестабильный режим и идут военные действия?

— Да, и такое бывало.

Все нюансы предусмотреть сложно

— Оправдан ли риск?

— Помогать и спасать — наша профессия. Когда человек приходит на работу в МЧС, он понимает, что выбрал опасную профессию. Например, идти в огонь пожарному крайне опасно, и люди, бывает, гибнут. Но это же не значит, что не надо спасать.

Например, на Шри-Ланке нашим специалистам пришлось пережить не самые лучшие моменты в жизни. Там произошло цунами, и страна попросила о помощи. По прилету мы направили в пострадавшие районы группы спасателей, и, как потом оказалось, одна из групп пошла в район, контролируемый боевиками, которые воевали против правительственных войск. Там, по сути, велась гражданская война. Неизвестно, как бы могла закончиться наша миссия, но нам повезло, что чрезвычайная ситуация обезглавила руководство оппозиции. Правда, на тот момент мы этого не знали.

Непростые ситуации с точки зрения безопасности бывали и в Югославии, Афганистане, Колумбии, Египте, Сирии.

Все нюансы предусмотреть сложно, тем более когда решения о помощи принимаются быстро, в экстренном порядке, особенно для стран, в которых мы никогда до этого не работали. Например, в 2016 году МЧС помогло такому государству, как Вануату. Уверен, многие вообще никогда не слышали о такой стране. А МЧС России в это островное государство, пострадавшее от мощнейшего урагана, доставило около 80 т грузов двумя самолетами. Всего же МЧС за четверть века оказало различную помощь около 140 государствам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного характера и военных конфликтов.

«У нас отличные отношения с коллегами»

— Бывало ли такое, что политические моменты явно вмешивались и вредили совместным действиям спасателей разных стран?

— Со стопроцентной уверенностью говорить нельзя, но, скажем, для меня лично несколько странно выглядит ситуация, когда население Калифорнии и власти штата четыре года подряд в период сильнейших пожаров обращаются к России за помощью, но дальше федеральных органов власти в Вашингтоне эти просьбы не идут. А обращения властей штата недостаточно, чтобы оказать им помощь. Хотя российские авиационно-спасательные технологии могли бы быть очень полезны американцам в борьбе со стихией, как это было в Чили, Португалии, Индонезии и других странах.

Но это скорее исключение. Как вы думаете, с кем у нас одни из наиболее беспроблемных отношений? Традиционно это, конечно, страны формата СНГ, ШОС и БРИКС. Но, кроме того, несмотря на санкционную политику европейских государств, это Швейцария, Португалия, Италия. Перспективным для нас является и ближневосточное направление, мы продуктивно сотрудничаем с Саудовской Аравией и Катаром.

В целом у нас отличные отношения со спасателями всего мира. Тем более что в другие страны в случае необходимости для проведения спасательных операций вылетают наши отряды, аттестованные по программе ИНСАРАГ. Также и спасательные ведомства других стран посылают свои аттестованные по этой программе отряды. То есть, когда мы прибываем в любую страну, то разговариваем фактически на одном языке, работаем по одним и тем же методикам, что максимально облегчает взаимодействие. Часто видим старых знакомых, с которыми общались на предыдущих ЧС. И это всегда выглядит прекрасно, я имею в виду идеально скоординированные действия спасателей разных стран. Так было, например, в ходе ликвидации ЧС в Азии, Африке, Латинской Америке. Спасение человеческой жизни всегда вне политики.

Логистика спасения

— Организационно вам легко работать за рубежом? Никогда не чувствовались какие-то, условно говоря, дискриминационные моменты, что вот, мол, русские приехали? Нас же демонизируют, особенно в последнее время в западной прессе.

— Нет. Все отлично. Если говорить о международной координации гуманитарной деятельности, наша страна признает и поддерживает руководящую роль ООН. МЧС России перспективно реализует эту политику, эффективно взаимодействуя с ее профильными агентствами.

— Международная гуманитарная деятельность развивается. Приведите хотя бы один пример новшеств в этом направлении.

— Очень интересный проект сейчас у Всемирной организации здравоохранения. Они создают по всему миру малозатратные логистические цепочки, систему складов, в которых заранее скомпонованы грузы и модули медицинской помощи. В случае необходимости мы всегда можем активировать этот механизм всего одним письмом.

Например, случилась ЧС в какой-то отдаленной стране. Мы, не тратя сил на организацию сложной затратной операции, по согласованию с МИД обращаемся в ВОЗ, подтверждая свое финансовое участие, а они в течение трех дней организуют поставки необходимых грузов и оборудования с тех складов, которые максимально близко расположены к зоне бедствия.

В одиночку беду не осилить

— У МЧС России есть что-то, чего нет в других странах?

— Да, это мощное авиационное крыло. 76 воздушных судов, некоторые из которых уникальны, как, например, самолет-амфибия Бе-200. Ни в одной чрезвычайной системе ни одной страны мира нет такого количества спасательных бортов разного класса и предназначения.

Нет и такой системы мобильного полевого госпиталя, где бы работали медики и спасатели в одном лице, который мы сделали на базе отряда Центроспас. Аттестованные госпитали в мире есть, но это чисто медицинские отряды. А вот такого, чтобы спасатель вытащил человека из-под завала и тут же сам ему оказал квалифицированную медицинскую помощь, — такого нигде больше нет.

— Какой главный вывод можно сделать на основании вашего опыта по гуманитарному реагированию?

— Сейчас при серьезной чрезвычайной ситуации ни одна страна мира своими силами не справляется.

— Бывали случаи, когда нашей стране оказывали масштабную помощь?

— Да. Например, в 2010 году, когда в Подмосковье горели торфяники, нам удалось почти на треть увеличить авиационную группировку. Тогда к нам прилетели летчики из Белоруссии, Италии, Азербайджана на своих спасательных шеститонниках и оказали действительно серьезную помощь в тушении пожаров.

За этим будущее

— Не раз звучала мысль, что в условиях глобализации необходима и уже начинает складываться единая мировая сеть управления рисками и спасения. Вырисовываются ли очертания этой системы?

— Мировым сообществом создана действенная система координации под эгидой Управления по координации гуманитарного взаимодействия (УКГВ) ООН. Ее элементом является виртуальная сеть — Координационный штаб управления чрезвычайными гуманитарными операциями. Развиваются системы антикризисных центров по всему миру, эффективно действует система ЮНДАК ООН, которая координирует работы по ликвидации ЧС по всему миру.

Кроме того, на базе УКГВ ООН, чьи штаб-квартиры расположены в Швейцарии и США, есть небольшая группа экспертов со всего мира в количестве около 250 человек, в которую входят и россияне. Эти люди могут по мере необходимости вылететь в любую страну и координировать вопросы организации гуманитарной помощи, иногда фактически подменяя собой правительства пострадавших стран.

В 2012 году наша страна выступила с инициативой создания глобальной сети антикризисного управления, которая успешно реализуется под эгидой национального антикризисного центра МЧС России. Сейчас мы эффективно обмениваемся информацией, в том числе космического мониторинга, в режиме повседневной деятельности и ЧС уже с 15 странами и международными организациями. За этим будущее.

 

Тимофей Борисов

Полоса 6
Девятый вал по пути на Валаам
Читать Свернуть

Благодаря умелым действиям работников флота Валаамского монастыря удалось избежать трагедии на Ладожском озере — спасены десять человек.

18 августа катер морского класса вышел из города Лахденпохья и взял путь на Валаам. Поначалу стояла тихая погода, спокойная Ладога не предвещала ничего плохого. Штормовое предупреждение не объявлялось. Когда больше половины пути было позади, подул сильный ветер, поднялись волны высотой 1,5–2 м. Открытую лодку без тента начало заливать водой, но капитан судна Владимир Алексеев решил идти дальше, так как до Валаама было ближе.

Катер заливало быстрее, чем помпы успевали откачивать воду. Ситуация приняла угрожающий характер. Капитан запросил помощь у береговых служб.

По благословению епископа Панкратия, игумена Валаамского монастыря, к месту бедствия были отправлены все ближайшие монастырские суда. Прибывший первым метеор «Игумен Назарий» пытался сблизиться с катером, но принять на борт удалось только одного человека. Сильные волны не позволяли судам сблизиться. Тут подоспел еще один скоростной монастырский катер — «Святой Игорь Благоверный Князь». Подойти катерам друг к другу снова помешали большие волны.

— Я понимал, что необходима эвакуация, но при такой волне однозначно пострадали бы люди, и единственным правильным решением было взять их судно на буксир, — сообщил капитан катера Александр Рассказов. — Я давно не видел такого резкого изменения погоды на Ладоге, по пути мы действительно пережили три девятых вала. Слава богу, благополучно добрались.

Спасательная операция проходила под пристальным вниманием сотрудников судна МЧС, которое прибыло для подстраховки. Действия монастырских служб спасатели расценили как весьма квалифицированные.

— Слава богу, обошлось без большой беды, — говорит епископ Панкратий. — Современные лодки не тонут, однако на большой волне их может залить водой и мгновенно перевернуть. Так бывало уже не раз. Август в таких ситуациях для спасения благоприятен: вода относительно теплая, можно продержаться до прихода спасателей, ухватившись за лодку. В другое время, особенно весной и осенью, шансов выжить нет.

— Представляете удивление всех встречающих на пристани Валаама, когда из метеора вышла одна я, — говорит спасенная Анна П. — Сегодня Господь нас спас, я была готова целовать Валаамскую землю!

Пресс-служба ГУ МЧС России по Республике Карелия

Полоса 7
22 августа — день Государственного флага Российской Федерации
Читать Свернуть

Праздник установлен на основании Указа Президента РФ от 20 августа 1994 года «О Дне Государственного флага Российской Федерации».

В этот день в 1991 году Верховный Совет РСФСР принял постановление «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР», которым постановил до установления специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России — полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос — официальным национальным флагом Российской Федерации.

 

Зарождение триколора

Российский триколор имеет более чем 300-летнюю историю. Государственный флаг в России появился на рубеже XVII–XVIII веков, в эпоху становления страны как мощного государства. Впервые бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом был поднят на первом русском военном корабле «Орел» в царствование отца Петра I Алексея Михайловича.

Законным же «отцом» триколора признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос.

Рожденный вместе с первыми российскими военными кораблями, флаг до XIX века оставался принадлежностью главным образом флотской культуры. Начало его применения на суше связано с географическими открытиями русских мореплавателей.

До XIX века отечественные моряки водружали на берегу присоединенной земли памятный крест. Но в 1806 году появилась новая традиция. Русская экспедиция обследовала побережье Южного Сахалина и подняла на берегу два флага. Андреевский отмечал заслугу военного флота, а государственный бело-сине-красный — новое владение России.

 

В золотых тонах

После Петра I в русской армии стали распространяться золотые (оранжевые) и черные цвета, которые постепенно начали приобретать роль государственных.

Указом императора Александра II от 23 июня (11 июня по старому стилю) 1858 года был введен черно-желто-белый флаг как официальный (государственный) флаг Российской империи. Он просуществовал до 1883 года. 10 мая (28 апреля по старому стилю) 1883 года Александр III «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» распорядился использовать бело-сине-красный флаг в качестве государственного.

Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как государственный только накануне коронации Николая II в 1896 году.

Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный означал державность, синий — цвет Богоматери, под покровом которой находится Россия, белый — цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.

Мир, вера, энергия

В Советской России более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг.

Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР 22 августа 1991 года постановила считать официальным символом России триколор. Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено «Положение о Государственном флаге Российской Федерации».

25 декабря 2000 года президент Владимир Путин подписал Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации». В соответствии с законом Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Государственный флаг РФ поднят постоянно на зданиях Администрации Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства, Конституционного и Верховного судов, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка, Счетной палаты, резиденции уполномоченного по правам человека в РФ, Центральной избирательной комиссии.

Государственный флаг поднят постоянно (один или вместе с соответствующими флагами) на зданиях федеральных органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей президента в федеральных округах, а также на зданиях органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Государственный флаг поднимается на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений, резиденций глав диппредставительств и консульских учреждений, когда это связано с исполнением указанными лицами служебных обязанностей, а также на зданиях иных официальных представительств РФ за пределами России. Кроме того, он поднят на судах, внесенных в один из реестров судов РФ, в соответствии с уставом службы на них.

Судно, плавающее под государственным или национальным флагом иностранного государства, должно при плавании во внутренних водах РФ либо во время стоянки в порту России в дополнение к своему флагу поднимать и нести в соответствии с международными морскими обычаями также Государственный флаг России.

Государственный флаг ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации спасательных воинских формирований.

Во всех случаях, предусмотренных общевоинскими уставами Вооруженных сил России для выноса Боевого знамени воинской части, одновременно выносится прикрепленный к древку Государственный флаг РФ.

Государственный флаг вывешивается на зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации.

В дни траура в верхней части древка Государственного флага РФ крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага.

Государственный флаг, поднятый на мачте (флагштоке), приспускается до половины высоты мачты (флагштока).

 

Символ нации

8 ноября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный Конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации». Закон был дополнен статьей 9.1, направленной на разграничение официального и неофициального использования российского флага и его изображения. Устанавливается, что официальное использование флага осуществляется в порядке и в случаях, которые предусмотрены законом. Допускается также использование Государственного флага РФ, в том числе его изображения, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным флагом РФ.

Современный триколор стал настоящим символом нации.

В День Государственного флага по всей стране проходят праздничные мероприятия, рассказывающие жителям историю триколора, объясняющие важность и значение государственных символов России.

 

Александр Ефимов

Полоса 11
Человек-эпоха
Читать Свернуть

100-летний юбилей отметил Николай Александрович Аношко — легендарный фронтовик, участник Парада Победы на Красной площади в 1945 году, ветеран ракетных войск и МЧС.

 

Сто граммов — и в бой

В годы Великой Отечественной Аношко прошел путь от Киева до Эльбы, награжден шестью боевыми наградами.

А ведь мог и не прожить такую долгую жизнь. При отступлении на Донбассе был ранен, отправлен в госпиталь, после него распределен в артиллерийское училище. Командовал взводом разведки в 290-м гвардейском истребительно-противотанковом артиллерийском полку. Освобождал Киев, территорию Белоруссии. В составе 2-го Белорусского фронта принимал участие в знаменитой операции «Багратион».

— Помню, после очередного боя мы остановились на привале, обессиленные от бессонных ночей, даже уже не могли ни есть, ни стоять, — вспоминает ветеран. — Подошел Рокоссовский, командующий 2-м Белорусским фронтом, увидел измученные лица бойцов, поблагодарил за службу и приказал: «Налить ребятам по сто граммов фронтовых!» Бойцы воспрянули духом, подкрепились, а там — снова в бой.

 

Самый счастливый день в жизни

Аношко дошел до Германии. И вот она — долгожданная Победа! Николай Александрович встречал ее на Эльбе командиром взвода разведки. Вскоре его как знаменосца полка срочно направили в Москву для участия в Параде Победы. Требования к кандидатам были жесткие — наличие не менее двух орденов, личная храбрость в боях и отличные физические данные. Еще до войны Николай Аношко занимался атлетическим многоборьем и гимнастикой. За два года выполнил 30 нормативов комплекса ГТО.

— Мы, фронтовики, умели только воевать, а надо было пройти по Красной площади четким строевым шагом. На Коломенском плацу целый месяц нас тренировали, — вспоминает ветеран. — 24 июня 1945 года состоялся Парад Победы. С раннего утра на Красной площади были представлены десять фронтов и все рода войск — пехотинцы и летчики, артиллеристы и десантники, танкисты и саперы, моряки и морские пехотинцы, химики и связисты. Они построились в коробки, стояли долго, ноги затекали. А ровно в десять пробили кремлевские куранты, и боевой маршал Константин Рокоссовский выехал на вороном красавце-коне. Навстречу ему на белом коне — маршал Георгий Жуков. После торжественных речей все колонны направились с площади. Это было сильнейшее напряжение. Все думали: как бы не споткнуться. Чеканили шаг, как никогда до этого.

Вечером после торжественного обеда для участников парада были народные гулянья.

— Такого фейерверка я за всю жизнь не видел, — вспоминает Николай Александрович, — Десятки пушек стреляли залпами. Каких только цветов не было. Все небо сияло, залпы, огни — красота!

До сих пор фронтовик считает 24 июня 1945-го самым счастливым днем в своей жизни.

 

К людям надо относиться по-доброму

После войны Аношко служил в Кировской области, буквально с первого колышка создавал 8-ю ракетную дивизию. Будучи военным пенсионером, еще около 30 лет отработал в системе гражданской обороны.

В день рождения в квартире именинника был нескончаемый поток гостей — шли друзья, сослуживцы. Начальник Главного управления МЧС России по Кировской области Михаил Лихачев вручил ветерану ведомственную награду «За пропаганду спасательного дела».

Николай Александрович, принимая поздравления, делился секретами долголетия:

— Постоянно занимайтесь спортом. Нужно каждый день ходить пешком, а зимой на лыжах. Поверьте, это очень важно для здоровья, и вы особенно это почувствуете в зрелом возрасте.

Во время службы в ракетной дивизии он был примером для подчиненных.

— Принимаю у солдат кросс и сам с ними бегу. Сдают они упражнение на турнике, а я первый его выполню, — вспоминает ветеран. — Строго с них спрашивал, но к каждому относился как к родному сыну.

Такое отношение к людям — это еще один секрет долголетия юбиляра. И он с удовольствием много лет делится им с окружающими.

 

Пресс-служба ГУ МЧС России по Кировской области

Полоса 12
Мастерство приходит с годами
Читать Свернуть

Московский авиационный центр Департамента ГОЧСиПБ провел показательные учения. Среди прочего была продемонстрирована работа экипажа Ка-32А с гидравлическим захватом на внешней подвеске (ГРАПЛ). Нужная, но очень редкая специализация. Освоить ее может далеко не каждый пилот. Максим Клемехин — один из немногих, кто смог. Мы попросили рассказать его о своей работе и тонкостях управления геликоптером.

Хватай бревно и улетаем!

Главное предназначение такой машины — растаскивать завалы или автомобили во время крупной аварии. Ведь в подобных случаях дорога каждая секунда, а оперативно до места происшествия добраться порой можно только по воздуху. На учениях Клемехин с ювелирной точностью управлял захватом: находил лежащее в траве бревно и переносил его в указанное место. Управление захватом — прямо на ручке шага винта. Никаких камер не предусмотрено — все нужно контролировать своими глазами. Для этого на Ка-32 левый блистер (выпуклый обтекаемый иллюминатор. — Прим. ред.) выполнен в виде полушара, что позволяет пилоту, не отвлекаясь от управления, фактически высунуться из вертолета и смотреть вниз. Даже откидная форточка предусмотрена — если работа настолько тонкая, что нужно исключить малейшие искажения и блики, способные возникнуть на стекле.

Удивительно, но бревно даже не вертелось и практически не раскачивалось. Это признак мастерства и опыта. И, безусловно, достоинство машины, от которой пилот в восхищении.

— Я практически всю свою жизнь на «Камове» пролетал, — рассказывает он. — Хотя был опыт и на Ми-8, Ми-14, «Робинсоне». Для города или гор лучше вертолета нет. И для работы с внешней подвеской. А вообще у каждого вертолета свои задачи. «Камов» очень устойчив к боковому ветру, который для вертолета с классическим рулевым винтом может быть чрезвычайно опасен. Если нужно садиться во дворе, то на Ка-32 все машины воздушными волнами перевернешь. А от ВК117С-2 будет только небольшой ветерок. Поэтому для санитарных целей используем именно эту модель.

Армейский опыт

На пожарно-спасательных вертолетах Максим Клемехин летает с 2008 года. До этого служил в вооруженных силах в морской авиации. Как признается, прежний опыт часто пригождается. В городе нередко приходится маневрировать среди проводов и растяжек, садиться на пятачки.

— У нас было много тренировок по посадке на корабль, — рассказывает Клемехин. — И не на громадный «Кузнецов», а на большой противолодочный «Вице-адмирал Кулаков». Там от винта до стартового командного пункта остается примерно полтора метра. Правда, он закрыт бронированными стеклами на тот случай, если кто-то вдруг промажет и ненароком рубанет. В принципе посадка несложна, если дело происходит днем и корабль на ходу. А вот ночью и на «стопе» — нервотрепка. В этом случае корма у него обычно болтается. Подходишь и начинаешь ее ловить. Тут без опыта никуда.

Работа на Афоне

Среди множества спасательных операций особо запомнилось Клемехину тушение у подножия греческой горы Афон в 2012 году. Там бушевали мощнейшие лесные пожары, и российские пилоты работали на их ликвидации по 12 часов в день. Это было по-настоящему опасно.

— Все в дыму, видимость отвратительная. Приходилось периодически подниматься на высоту, чтобы подышать чистым воздухом, — рассказывает летчик. — Вокруг горы действовать приходилось внимательно. Если даже на короткое время потеряешь истинное положение очага пожара, то, зайдя для слива, можешь оказаться в потоке горячего воздуха и хапнуть его. Для силовых характеристик двигателя это смерти подобно. Мощность мгновенно уходит, и вертолет независимо от положения органов управления теряет управляемость и падает. К счастью, обошлось.

Сквозь облака

Но самой опасной своей передрягой в воздухе Максим назвал другой случай. Дело было во время полета в облаках, когда пилотам пришлось ориентироваться по специальному прибору — автогоризонту, который показывает тангаж и крен воздушной машины. На «Камове» их четыре — по одному на каждого пилота и еще два резервных. Но в тот день отключились сразу все — потом стало ясно, что полетели преобразователи тока. И вот тут пригодились тренировки по пилотированию по дублирующим приборам при отказе разных навигационных устройств.

— Сам по себе отказ автогоризонта не так уж и страшен. Но в облаках это ужас, — говорит Клемехин. — Ты не понимаешь, в каком положении находишься и куда летишь. И вниз просто так не спустишься: может быть, у тебя крен или отрицательный тангаж. В таком случае изменением работы двигателя ты можешь еще больше их усугубить и в итоге вообще перевернуть вертолет. Нас хорошо учили, и я вспомнил, что в вертолете есть табло, которое называется «продольный триммер». Он загорается, когда ручка управления находится в нейтральном положении. Я словил это загорание, сделал два щелчка вперед, как будто ты летишь горизонтально, потом обратил внимание на курсовую систему. Она будет показывать вращение, если у машины есть крен. Добившись ее остановки, я понял, что стабилизировал свое положение и теперь потихоньку можно спускаться под облака. Потом визуально определились и вернулись на аэродром.

Сегодня в оперативном управлении Московского авиационного центра находятся десять вертолетов. Из них ежедневно в столице дежурят пять: три санитарных и два пожарных. Вылеты случаются практически ежедневно. По итогам прошлого года, санитарные вертолеты совершили более 3000 полетов для оказания медицинской помощи и эвакуации пострадавших, а пожарные трижды привлекались к тушению крупных пожаров.

Дмитрий Рассказов

Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Июль »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031