Наша основная задача — оказывать помощь каждому попавшему в беду

08 Апреля 2016

На прошедшем 1 апреля сборе руководителей территориальных органов МЧС России глава чрезвычайного ведомства Владимир Пучков определил основные приоритеты развития системы МЧС России до 2030 года.

Наши приоритеты

2016 год объявлен в системе МЧС и РСЧС Годом пожарной охраны. Поэтому приоритетом для нас является всестороннее развитие пожарно-спасательных подразделений, органов управления, которые реализуют внедрение комплексного системного подхода по развитию всех видов пожарной охраны. Цель нашей работы — быстрое и оперативное выполнение всех мероприятий по профилактике и предупреждению с учетом рисков, обеспечение реагирования на все виды пожаров и оказания помощи и поддержки каждому человеку, который оказался в беде.

В целом итоги нашей деятельности в области пожарной безопасности за последние десять лет — позитивные. Значительно уменьшено число пожаров, снижено практически в два раза количество людей, которые гибнут на пожарах. Уменьшен материальный ущерб, и реализованы все самые современные подходы в сфере обеспечения пожарной безопасности и защиты жизни и здоровья людей.

Наиболее резонансные пожары, которые произошли у нас в стране, свидетельствуют о необходимости принятия ряда дополнительных серьезных мер. Мы продолжаем планомерно в 2016 году и на период до 2020 года в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 2015 года развивать все 85 территориальных пожарно-спасательных гарнизонов, и приоритет в этой работе, конечно, Севастополю и Республике Крым.

Приоритетное внимание будем уделять развитию Федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ. И, конечно, будем поддерживать наших коллег в составе муниципальной, частной и ведомственной пожарной охраны. В соответствии с требованиями федерального законодательства также целенаправленно будем развивать деятельность всех общественных объединений, которые работают в области обеспечения пожарной безопасности, и ведущей организации в этой сфере, которая уже десятки лет рука об руку работает совместно с МЧС России, —ВДПО.

 Работа в новом формате

Основными направлениями развития пожарной охраны являются модернизация пожарно-спасательных подразделений и подразделений специальной пожарной охраны, создание специализированных пожарно-спасательных частей нового формата. В этом году в Краснодарском крае открыт первый инновационный комплексный пожарно-спасательный центр, который имеет всю необходимую технику для тушения сложных техногенных пожаров, для прикрытия 300 км территории вдоль морского побережья и горно-лесистой местности. Созданы конно-кинологические подразделения, подразделения безопасности людей на водных объектах.

 Особый спектр развития

Также мы продолжаем формировать аэромобильную группировку сил для тушения крупных пожаров и формируем Корпус сил добровольной пожарной охраны. Уже к концу этого года тысяча населенных пунктов, имеющих незначительное количество людей (это в основном отдаленные сельские поселения), будут прикрыты этими подразделениями.

Особый спектр развития сил добровольной пожарной охраны в современных экономических условиях требует эффективного использования всех финансовых, материальных и других ресурсов для этой цели.

Наращиваем потенциал реагирующих подразделений

Так же планомерно мы продолжаем оптимизацию структуры и численности пожарно-спасательных подразделений МЧС России. Все реагирующие боевые подразделения должны постоянно наращивать потенциал. Укомплектовываем дежурные караулы и всех, кто реально работает «в поле», сокращая количество людей, которые работают в обеспечивающих структурах.

Мы также планируем в современных экономических условиях продолжать замену штатных должностей в сфере технического, финансового, медицинского и правового обеспечения, внедряя, с одной стороны, новые технологии деятельности, а с другой — возвращая численность в боевые подразделения.

О персональном транспорте

Отдельная тема, на которой я хотел бы остановиться, — это персональный транспорт чиновников МЧС России. Я запрещаю с 1 апреля использование персональных автомобилей руководителей системы МЧС. Соответствующий приказ подготовлен и будет жестко регламентирован. Есть перечень должностей, которые будут иметь это право: 85 начальников главков, начальники региональных центров и отдельные руководители ведущих организаций и учреждений.

Совершенствуем надзор и технику

Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя взаимодействие органов государственной власти, органов местного управления, каждой организации и учреждения. Есть основные функции системы обеспечения пожарной безопасности. Я хотел бы акцентировать внимание на двух аспектах. Первый — это совершенствование федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности. И второй — организация производства современной пожарно-технической продукции. Это основные приоритетные направления деятельности, которые мы должны развивать в 2016 году и на перспективу до 2020 года.

С этого года начальники главных управлений выступают в качестве заказчиков основной пожарно-технической продукции, которая реально производится в регионах нашей страны. Новейшие разработки российских ученых, организаций и учреждений позволяют сегодня констатировать, что у нас уже сформирован облик современной наукоемкой пожарно-спасательной инженерной техники, оборудования и снаряжения. Все это должно приходить в боевые подразделения и выполнять сложные и функциональные задачи.

Нам нужно целенаправленно развивать робототехнику — с учетом работы в условиях радиации, в замкнутых пространствах, там, где есть реально риск для жизни и здоровья. Нам нужно развивать беспилотную авиацию и высокоинтеллектуальные системы реагирования и выполнения сложных технологических задач в тяжелейших условиях. Несколько дней назад мы проводили тяжелейшую спасательную операцию в Воркуте. Все узкие места были выявлены, и я лично взял это на особый контроль.

Новый формат техобслуживания и ремонта

Что касается формирования системы технического обслуживания и ремонта пожарной и аварийно-спасательной техники, то МЧС России применяет новый формат. Сбылась мечта руководителей организаций и учреждений. Все наши структуры, которые занимаются техобслуживанием и ремонтом, реорганизованы в автономные и получили полную свободу работать в современных рыночных условиях. Если еще вчера мы были вынуждены жестко регламентировать перечень номенклатуры пожарно-спасательной техники и оборудования, то сегодня полная свобода действий, которая позволит нам повысить качество технического обслуживания и ремонта, снизить затраты всех бюджетов, повысить уровень оплаты труда работников и внедрить наконец новые технологии во все технологические операции. Прошу начальников главков персонально заняться этой очень серьезной работой. 48 федеральных учреждений и более 200 структур по планам взаимодействия реализуют эти задачи в субъектах Российской Федерации.

Эти вопросы должны быть в течение месяца рассмотрены на заседании коллегии в каждом субъекте РФ и приняты с замечаниями всех специалистов и общественных организаций, которые работают в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Контрольно-надзорная деятельность

За последние годы в МЧС России проведена большая работа по совершенствованию деятельности всех видов надзоров, и, конечно, приоритет — это выполнение профилактических мероприятий в области пожарной безопасности. В настоящее время внедряется риск-ориентированный подход при осуществлении мероприятий по надзору. Формируется вся необходимая нормативно-правовая база, приняты изменения в законодательство РФ. Не все инспекторы приветствуют современный подход, пытаются работать по старинке, не понимают того, что сегодня особые требования к нам как к федеральной структуре в области профилактики. Запрет на проверки малого и среднего бизнеса регламентирован федеральным законодательством, введены надзорные каникулы, также сокращается перечень поднадзорных федеральным структурам организаций и учреждений, внедряется новый формат независимой оценки рисков, упрощается процедура декларирования, развивается система страхования. Начальники главных управлений несут персональную ответственность за эти задачи как руководители надзорных служб регионов нашей страны.

Все, что касается надзорных каникул, я еще раз требую взять под жесткий контроль и запретить внеплановые проверки малого и среднего бизнеса. Проводить их только в исключительных случаях с согласованием с представителями «ОПОРЫ России» и общественных организаций для участия в этих проверках. Соответствующим структурам центрального аппарата — на контроль!

Прошу внимательно изучить все, что касается внедрения и организации новой модели государственного пожарного надзора. В конце апреля мы проводим большие общественные слушания. На это мероприятие пригласили Общественный совет МЧС России, все структуры, которые занимаются бизнес-сообществом, — это и РСПП, и «Деловая Россия», и «ОПОРА России», и ряд других организаций. Мероприятие будет публичным, открытым, и его проводят МЧС России и Открытое правительство. Поэтому перспективы в данной сфере у нас очень ясные, и они находятся на жестком контроле.

На период до 2030 года

Мы приступили к разработке серьезного, знакового документа. Впервые в истории России будут утверждены Президентом РФ основы государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности, которые определят основные цели, задачи, направления совершенствования этой деятельности на период до 2030 года. Прошу всех начальников главков, учреждений присоединиться к этой очень важной и необходимой работе.

В течение ближайших дней мы переработаем и утвердим новые программы подготовки младшего начальствующего состава, и я еще раз обращаю внимание на необходимость качественной подготовки, сохранения кадрового потенциала именно младшего начальствующего состава реагирующих подразделений и своевременной переподготовки по новым программам.

Также планируется осуществить большую серьезную работу по дополнительным мерам повышения уровня пожарной безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования. При этом приоритет нашей работы — 10 170 домов-интернатов, домов престарелых, психоневрологических диспансеров с круглосуточным пребыванием людей, а также ряд других важнейших объектов.

Кроме того, планируем меры по защите от техногенных пожаров — это большая и очень серьезная работа.

Природные пожары

Они доставляют очень много хлопот как субъектам Российской Федерации, так и организациям и гражданам. Благодаря предпринятым мерам сформировано законодательство Российской Федерации, другая нормативно-правовая база. В целом показатели в области защиты населенных пунктов и динамика их изменения положительные, но вместе с тем в прошлом году в ряде регионов страны мы выявили ряд существенных, серьезных проблем. В том числе недостаток координации в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и выполнения профилактических мер защиты лесов, сельхозугодий, земель иного назначения от стихийных бедствий и природных пожаров.

Я хотел бы обратить внимание на причины возникновения пожаров: антропогенный фактор — 83%, природные явления — 17%. Поэтому приоритет в этой сфере — работа с людьми. И такие регионы, как Сибирь и Дальний Восток, требуют от нас более пристального внимания. Уже в этом году мы тушили пожары в Приморском крае, боролись с горящими торфяниками в Бурятии, Забайкалье, Иркутской области. Тушили серьезные пожары на северо-западе.

Я акцентирую внимание на категории земель, которые должны быть прикрыты. Особое внимание — землям лесного фонда (65%) и землям сельхозназначения (22%). Как мы помним, 12 апреля прошлого года Республика Хакасия, Забайкальский край попали в зону тяжелейших природных пожаров. В соответствии с действующим законодательством ответственность за тушение лесных пожаров и природных пожаров на землях различного назначения жестко регламентирована, соответствующие функции закреплены за органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, Рослесхозом, Министерством природных ресурсов, федеральными структурами, различными организациями и учреждениями.

Я хотел бы обратить внимание на роль и место МЧС России, которое координирует деятельность Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На начальников главных управлений в связи с подписанными соглашениями о разграничении полномочий возложена персональная ответственность. Поэтому еще раз обращаю внимание на необходимость уточнения плана предупреждения и ликвидации крупных пожаров. Правительственная комиссия утвердила план предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных природными пожарами. Прошу на жесткий контроль взять реализацию федерального плана и соответствующих планов на местах.

Обращаю особое внимание на то, что у нас сохраняется риск перехода пожаров на населенные пункты и объекты экономики и социальной инфраструктуры, особенно там, где населенные пункты расположены в лесах и степной местности.

Некоторые руководители не понимают важность и персональную ответственность за эту тему.

Для тушения пожаров у нас сформирована группировка сил, работает авиация МЧС России, Министерства обороны, МВД, ФСБ. Мы дополнительно проверили готовность летательных аппаратов и воздушных судов. Ставлю задачу провести тренировки по организации взаимодействия всех воздушных группировок с наземными группировками. Пожары тушим в соответствии с утвержденными нормативными документами.

В ближайшие дни проверим всю систему охраны лесов и подразделений, которые реально предназначены для тушения пожаров и привлекаются для работы в сложных условиях. К сожалению, не все они готовы реально выполнять возложенные на них задачи.

Также обращаю ваше внимание на тему эффективности использования субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений на 2016 год. На заседании коллегии дополнительно рассмотрели эти вопросы, проверили надзор в области защиты населения и территорий.

Развиваем тему космического мониторинга и выполняем целый комплекс мероприятий, в том числе реализуем различные меры обеспечения пожарной безопасности в муниципальных образованиях Российской Федерации. Даже наш детский оздоровительный лагерь находится в лесу и требует к себе пристального внимания. А таких объектов десятки тысяч.

Обращаю внимание на необходимость выполнения всех мер по защите от природных пожаров.

Паводкоопасный период

Что касается организации снижения рисков в паводкоопасный период, требую, чтобы каждый начальник главного управления лично возглавил работу по планированию всех защитных мероприятий и по практической их реализации. Проверяем готовность инфраструктуры в паводкоопасный период, работает вся группировка сил, ослабляем ледовый покров, прикрываем все потенциально опасные участки. Должно быть быстрое и оперативное реагирование там, где возникают проблемы.

Отдельная тема — развитие системы космического мониторинга. Попрошу еще раз все соответствующие службы в Москве, в НЦУКСе отработать вопросы взаимодействия вплоть до органов местного самоуправления. Это касается и противопожарного мониторинга, и мониторинга паводковой ситуации.

Совершенствование системы управления

Несколько слов о тех планах и программах, которые предполагается осуществить по совершенствованию системы управления. Завершается подготовка документов по совершенствованию деятельности центрального аппарата. Мы планомерно будем продолжать работать по повышению штатных категорий в крупных главных управлениях МЧС России. И не только по повышению статуса начальника, но и повышению уровня и качества решаемых задач в области гражданской обороны, защиты населения, предотвращения ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах. Также планируем ввести генеральские должности и повысить категорийность ряда регионов нашей страны — это тоже повышение уровня ответственности руководителя.

Реализация предложений позволит поднять уровень оперативного реагирования на ЧС и пожары, сократить финансовые затраты на управленческий аппарат и направить высвободившиеся ресурсы на повышение готовности боевых подразделений МЧС России. Еще раз напоминаю, что все основные направления развития утверждены до 2030 года. Прошу центральный аппарат, начальников региональных центров и главков неукоснительно реализовывать все те решения, которые мы с вами определили на заседании коллегии, утвердили. У каждого начальника главка должна быть соответствующая программа формирования системы безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации на период до 2030 года. Это высокотехнологичная современная служба Российской Федерации, которая является главной государственной резервной системой на случай крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, пожаров и других бедствий. Она своевременно должна оказывать квалифицированную помощь и поддержку каждому, кто оказался в беде, и создавать условия для стабильного социально-экономического развития страны. Это наша основная задача.

Фото Александра Хребтова



Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Ноябрь »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930