Всем миром против стихии

11 Февраля 2020

Катастрофа в Индийском океане, произошедшая более 15 лет назад, затронула территорию 18 стран. Столь же беспрецедентной по своим масштабам была и международная спасательная операция, в которой Россия приняла активнейшее участие.

Следующая остановка — цунами

В ночь на 26 декабря 2004 года в Индийском океане, северо-западнее индонезийского острова Суматра, произошло сильнейшее землетрясение магнитудой 9,1–9,3. Это третье по мощности землетрясение за всю историю сейсмологических наблюдений. Вслед за первым толчком в течение суток последовали еще 68, причем 13 из них магнитудой более 6. Их суммарная энергия более чем вдвое превышала годовое производство энергии всем человечеством.

Землетрясение породило мощнейшие цунами, которые обрушились на побережье Индийского океана. Отдельные, сравнительно небольшие волны докатывались даже до берегов ЮАР, отстоящих от эпицентра на 8,5 тысячи км. Всего от стихии пострадали свыше двух миллионов человек. Больше всего жертв было в Индонезии (131 тысяча), Шри-Ланке (35 тысяч), Индии (12 тысяч), Таиланде (5 тысяч). По разным оценкам, общее количество погибших оценивается примерно в 170–235 тысяч человек.

Некоторые случаи были особенно трагичны. Так, цунами стало причиной крупнейшей в истории по числу жертв железнодорожной катастрофы. Поезд № 50, курсировавший между городами Коломбо и Галле на Шри-Ланке, был остановлен запрещающим сигналом семафора на открытой местности близ деревни Пералия всего в 170 м от кромки моря. Никто из находившихся в поезде не знал о приближавшемся к острову цунами. Почти сразу же после остановки его накрыла первая волна. Она растратила свою энергию, ломая дома и деревья на побережье, поэтому поезд устоял на рельсах, хотя и до половины наполнился водой. Испуганные пассажиры стали выбираться на крыши вагонов. Спустя десять минут пришла вторая волна. Не встречая препятствий на своем пути, она легко добежала до железнодорожной насыпи, подняла и сбросила с нее поезд. Позже многотонный локомотив был обнаружен в сотне метров от дороги. При этом множество пассажиров, уцелевших при падении, были блокированы в искореженных вагонах и попросту утонули. Точное количество жертв не установлено и по сей день. Известно, что в Коломбо с билетами до Галле в поезд сели 1,5 тысячи человек, но с учетом подсаживавшихся на промежуточных станциях, а также многочисленных безбилетников общее число пассажиров оценивается в 1,7–2 тысячи, из которых выжили всего 150 человек.

Дело, не терпящее промедления

В тот же день в стране был введен режим чрезвычайной ситуации. Она крайне нуждалась в средствах медицинского обеспечения, санитарно-гигиеническом оборудовании, силах и средствах для проведения поисково-спасательных операций.

Правительство РФ приняло решение о незамедлительной отправке в зону бедствия сводного отряда МЧС России.

Вообще скорость реагирования на катастрофу была чрезвычайно высокой. Первая волна цунами достигла берегов Шри-Ланки в семь утра по московскому времени, а спустя четыре часа МЧС России уже получило запрос от ООН на участие в международной спасательной операции. Все необходимые формальности были улажены в кратчайшие сроки, и уже ранним утром следующего дня из Раменского вылетели два самолета Ил-76 МЧС России, которые доставили в Коломбо 26 спасателей, пять поисковых собак, три внедорожника, поисково-спасательный вертолет, инструменты, необходимые для аварийно-спасательных работ, а также палатки и одеяла для пострадавших. Еще через день была доставлена новая партия гуманитарной помощи.

Столь же оперативно была налажена доставка гуманитарной помощи и в другие страны Юго-Восточной Азии, пострадавшие от стихийного бедствия. Фактически в кратчайшие сроки удалось организовать настоящий воздушный мост. Самолеты МЧС и Минобороны вылетали с российских аэродромов, дозаправлялись в аэропорту Шарджа в ОАЭ и оттуда везли медиков и гуманитарную помощь в Коломбо на Шри-Ланке, Бангкок и Пхукет в Таиланде, Медан и Банда-Ачех в Индонезии, а обратно эвакуировали российских и иностранных туристов, оказавшихся в зоне бедствия. Так, в частности, по просьбе латвийской стороны из Таиланда был вывезен серьезно травмированный гражданин Латвийской Республики.

— О выходных и новогодних праздниках все забыли, — вспоминает тогдашний директор Департамента международной деятельности МЧС России Юрий Бражников. — Работа велась в круглосуточном режиме, все старались в максимально быстром темпе решать оперативные вопросы и заблаговременно расшивать узкие места. Был достигнут очень высокий уровень не только межведомственного, но и международного взаимодействия.

Наши люди на Цейлоне

Сводный отряд российских спасателей под командованием Андрея Легошина работал на Шри-Ланке до 7 января. За это время была оказана помощь 483 пострадавшим, разобраны десятки разрушенных домов, предоставлено жилище, пусть и временное, в виде палаток, тысячам островитян.

Очень эффективно действовал доставленный бортом МЧС России на остров вертолет, проводивший воздушную разведку пострадавшего от цунами района. Российские спасатели работали в тесном сотрудничестве с местными добровольцами, добираясь в самые труднодоступные районы острова. Работу спасателей крайне осложняли боевые действия между правительственными войсками и сепаратистами, продолжавшиеся в северной части страны. Некоторые международные формирования, в частности, австрийская команда из-за этого отказались от проведения спасработ.

Вскоре перед пострадавшими регионами нависла угроза новой катастрофы — на этот раз связанной с острой нехваткой врачей и лечебных заведений. Резко обострилась санитарно-эпидемиологическая обстановка. Десятки тысяч людей нуждались в срочной медицинской, в том числе и хирургической помощи.

Предвидя подобное развитие ситуации, уже в самом начале оказания гуманитарной помощи пострадавшим странам российская сторона начала готовить отправку туда мобильных госпиталей.

 

Продолжение в следующем номере

Владимир Другак



Опрос

Ка вы оцениваете нынешнее состояние здания вашей пожарной части или ПСО?
Ответить
Если здание вашей пожарной части было недавно отремонтировано, как вы оцениваете его качество?
Ответить

Календарь

« Апрель »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930